Оппозиционеры насторожились. Появились подозрения, что власть постарается сослать митингующих подальше от центра, создаст что-то типа гетто гласности на окраине, запретив митинговать в других местах. И в их подозрениях нет ничего удивительного: идея создания «площадки народного гнева» исходит от Путина. А ко всем инициативам премьера и, как известно, основного кандидата в президенты, оппозиционеры относятся подозрительно: «никогда не доверяй коварному Пу!».
Кстати сказать, инициатива создания площадки для публичных выступлений в Москве не нова и не оригинальна. Еще Лужков, лет 5 назад, предлагал сослать в «Лужу» (стадион Лужники) всех любителей покричать – и противников власти, и ее сторонников, и голубых, и потенциально «оранжевых». Пусть себе митингуют в сторонке, не мешая чурающимся массовок ездить по магазинам, театрам и ресторанам в законные выходные. Потом президент Д. Медведев признался, что «по случаю был в Лондоне и посмотрел на этот самый Гайд-парк». «Выглядит он, конечно, классно. Нужно поговорить с московскими властями, пусть создадут свой Гайд-парк, те же самые деревья посадят и так далее», - решил глава государства. И тогдашний мэр «зафонтанировал»: предложил отдать под родной Гайд-парк ЦПКО им. Горького с широкими, как он выразился, «проходами и отходами» у набережной, вмещающей порядка 4 тыс. человек. И от центра недалеко. Лимонов, Удальцов и другие видные оппозиционеры и тогда артачились, что, мол, не отдадут Триумфальную, где их регулярно вяжут 31-го числа. Ведь для революционера каждый арест на счету! «Кранты» страдальческим акциям, если власть добровольно санкционирует протесты.
Не понимаю, почему Медведев с Лужковым постепенно слили эту идею? Хотя... Отношения между ними вскоре, как известно, испортились.
Возможно, в идее премьера по поводу создания в Москве аналога Гайд-парка и есть некий подтекст. Лично я ни одной крупной политической акции, проведенной в этом чудесном месте Лондона, что-то не припомню. Протесты против войны в Ираке проходили на Даунинг-стрит, антикапиталистическая акция «Захвати Уолл-стрит» - в Ист-Лондоне, перед Собором святого Павла. А на роскошных вечнозеленых газонах Гайд-парка все больше какие-то полусумасшедшие - то стихи читают, то песни распевают в окружении прогуливающихся собачников. И у нас такие со стихами и авоськами встречались на Арбате и Пушкинской площади времен перестройки и гласности. Какой же здравомыслящий оппозиционер захочет себя с ними ассоциировать. Между прочим, даже наши лондонские страдальцы типа Березовского с белыми ленточками не в Гайд-парк пришли, а к зданию посольства.
Кстати, белки из лондонского парка, боюсь, акций, подобных нашим на Болотной и Поклонной, не вынесли бы. Слышала, что в ЦКПО им. Горького тоже собираются белочек разводить.
Впрочем, мало ли в Москве просторов для митингов? Главное, чтобы демонстранты под ногами у аполитичных горожан не путались, движение на дорогах часами не стопорили. Вот, например, вспомнили про территорию на месте бывшей гостиницы Россия, что в двух шагах от Кремля. А что? Контакт с властью практически визуальный, пусть глаза правителям мозолят. А медведей, наоборот, можно куда подальше сослать, в Кремле про них и так все знают. Например, предоставить им набережную Тараса Шевченко на участке от «Москва-Сити» до Белого дома (еще один обсуждаемый вариант Гайд-парка).
Митинговых мест в Москве должно быть много, а то «стенка на стенку» - хорошо известная народная забава. Можно еще ларьки открыть с блинами и хот-догами – пусть народ добреет, пар выпуская. Серьезные решения, как известно, на митингах не принимаются. А без площадок для дискуссий в стране душно.
Столичный мэр Собянин поручил создать рабочую группу, которая идею создания на территории города специальных мест для проведения митингов обсудит с общественностью. Главное, чтобы после выборов власти про свои щедроты относительно народного волеизъявления не забыли.
Татьяна Нетреба Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |