Меня, как и многих россиян, возмутило решение таджикского суда, приговорившего русских пилотов к длительному тюремному заключению. По России, по ее репутации был нанесен серьезный удар. Одно дело, когда такого рода безобразия творятся Вашингтоном. Мы понимаем, что США все-таки сверхдержава, и мы можем здесь скрепить зубы и злиться, но понимать, что здесь схватка двух равных. Но когда себя точно также ведет Таджикистан, полностью зависимый от Российской Федерации в вопросах самофинансирования, которое идет от таджикских трудовых мигрантов в РФ и от нашей военно-технической помощи, то это вызывает крайнее удивление и огромное количество вопросов.
Как мы вообще могли такое допустить? Почему теперь так с нами разговаривают даже из Душанбе? Какие меры предпринимали наши дипломаты в Душанбе? К чему они привели?
Сейчас в Москве этой ситуацией крайне возмущены. Тем, кто стоял за захватом в заложники наших людей, это просто так с рук не сойдет. Сейчас будут прорабатываться самые различные варианты ответных действий. Но теперь не только с участием дипломатов, которые сидят в Душанбе и непонятно чем занимаются, но и привлечением всего МИДа и даже Кремля.
Думаю, что в итоге наш летчик и его русский коллега из Эстонии выйдут на свободу. Однако я абсолютно убежден, что нам в этом вопросе надо быть беспредельно жесткими. Надо сделать все, чтобы больше никому не было повадно таким образом ставить под сомнение нашу репутацию, нашу способность защищать своих граждан за рубежом.
Что же касается будущего, то думаю, что теперь дипломатам должны предъявляться такие же требования по халатности, которые предъявляются всем остальным людям, которые работают на производстве. Потому что защита прав граждан России, защита ее национальных интересов - это такое же производство. И если в этом вопросе есть провал, надо строго спрашивать с тех, кто должен был отстаивать наши права, но этого не сделал. Если же не смогли этого сделать, то об этом также нужно прямо говорить. В любом случае должно быть проведено служебное расследование на предмет того, каким образом наши ответственные работники занимаются защитой прав граждан РФ, которые попадают в такого рода тяжелейшие ситуации.
Мне не совсем понятно, зачем Таджикистану вообще понадобилось судить летчиков. Скорее всего, оглашенный приговор это не вердикт суда, чью компетентность я не ставлю под сомнение, а решение президента республики Рахмона. Почему он так поступил? Здесь много факторов. Может, у него было просто плохое настроение, а может, это попытка что-то выбить из России.
Впрочем, также не исключено, что все это игра американцев, которые в 2014 году собираются уйти из Афганистана и закрепиться в соседних странах Средней Азии. Для этого их руководителям надо дать какие-то конфетки. Думаю, что некоторые местные вожди решили, что эти конфетки дают им теперь возможность плюнуть в спину России.
Опыт моей работы подсказывает, что мотивы, по которым были задержаны и осуждены наши летчики, абсолютно субъективны и политизированы. Возможно, они преследуют чьи-то шкурные интересы. В любом случае Россия должна действовать предельно жестко. Если мы позволяем так себя вести по отношению к нам даже тем странам, которые позиционирую себя как наши союзники, тогда нас в мире вообще никто уважать не будет. Это вопрос принципа. И он, уверен, будет соблюден.