Как и следовало ожидать, основной темой трёхчасового разговора стала излюбленная американскими СМИ демократия; однако началась беседа с отношений между Россией и США. А точнее, с отношения самого Лукашенко и Соединённых Штатов к российскому премьер-министру Владимиру Путину.
— Путин не нравится американцам, политикам в Соединенных Штатах Америки, потому что это такой жесткий человек, человек со стержнем внутренним, и который без колебаний в любой ситуации будет защищать интересы России. Наверное, это Америке не нравится. Поэтому вы начинаете так потихоньку на него накатывать, — заявил Лукашенко. Продолжил белорусский президент ещё несколькими комплиментами в сторону Путина, а завершил тему мнением о так называемой «перезагрузке» российско-американского сотрудничества.
— Вы пытались и всегда пытаетесь отношения «перезагрузить» в свою пользу. С Россией подобным языком, и с Путиным, в частности, разговаривать я вам не советую.
Кстати, на свои — причём личные — отношения с нашим пермьер-минисртром Александр Лукашенко смотрит очень оптимистично.
— Мы с Путиным в очень хороших отношениях, — заверил он интервьюировавшую его журналистку. — Мы больше десяти лет работаем вместе. И советую вам не демонизировать Путина.
«В Беларуси демократии не меньше, чем в США»
Далее речь пошла о социально-политической обстановке в Белоруссии, недавних выборах, соблюдении прав и свобод человека и других основополагающих демократических ценностях. Впрочем, Александр Лукашенко отнёсся к подобным вопросам без особого энтузиазма: на каждую попытку корреспондента обвинить его в деспотизме и политическом беспределе Лукашенко отвечал своим обвинением, вопросом на вопрос.
— Мы надеялись, что американцы и европейцы заинтересованы в том, чтобы наша страна была независимой и суверенной, чтобы по-доброму развивать с нами отношения. К сожалению, после событий 19 декабря мы удостоверились в том, что вы этого не хотите, — отпарировал он вопрос журналистки о том, почему он вдруг резко сменил милость на гнев.
Напомним, в декабре
— Что сделал бы президент и службы безопасности Соединенных Штатов, если бы 3000 человек пришли к Белому дому и попытались туда ворваться? — оправдал свои действия Александр Лукашенко.
— Если бы они действительно врывались в правительственные здания, их могли оштрафовать или арестовать, но не сажать на 15 лет, — отрезала журналистка Лэлли Уэймут. — Вы действительно хотите привлечь этих людей к суду?
— У вас есть информация, что мы посадили кого-то на 15 лет? — ответил вопросом на вопрос Лукашенко. - Если бы у ваших служб безопасности появилась информация, что люди пытаются устраивать массовые беспорядки, они бы арестовали сотни тысяч людей.
Это было не первое и далеко не последнее обвинение в адрес США.
— Пожалуйста, скажите мне как представитель демократии, почему вы разрушили Ирак? Это международное преступление, — риторически спросил журналистку Лукашенко.
— Вы обходитесь с нами непорядочно. Если вы хотите поставить меня и мой народ на колени, то этого не произойдет, — сказал он позже, отвечая на вопрос о санкциях США и ЕС против Беларуси.
— Мы четко заявляли вам, что в Беларуси демократии не меньше, чем в США, — в конце концов заявил президент. В итоге Уэймут так и не удалось выбить из него объяснение того, почему вдруг его демократический курс сменился резкими репрессиями.
«Это откровенная ложь!»
Ещё один вопрос, интересовавший американское издание, — это судьба соперников Лукашенко в президентской гонке, также оказавшихся в тюрьме в результате декабрьских беспорядков.
— Почему так получается, что находившимся в тюрьме кандидатам в президенты (один находится там до сих пор) не дают возможности встретиться со своими адвокатами?
— То, что вы говорите, это откровенная ложь. Задача адвоката — встречаться со своим подзащитным, — констатировал Лукашенко. Такой ответ, как ни странно, журналистку не удовлетворил.
— Но в газетах широко сообщается о том, что у находившихся в заключении подзащитных не было доступа к адвокатам.
— Почему вы говорите о газетах? — возмутился Лукашенко. — Недавно в «Washington Post» была редакционная статья, которая меня поразила — откровенная ложь!
Уэймут перешла на политические события на Ближнем Востоке.
— Вам это аукнется, — предупредил президент. — Тот факт, что весь арабский мир радикализуется... это действительно важное событие. А вы хотите организовать смену власти в Беларуси. Вам лучше сотрудничать с нами.
Следом Лукашенко дал американцам ещё одно предостережение. По его словам, президент Америки Барак Обама «может повторить судьбу Кеннеди».
— Если Обама продолжит свой курс, будут люди, которым это не понравится. Он будет отстаивать интересы большинства, но есть радикалы, которым не нравится такой курс действий. Это может привести к плохим последствиям.
«Саакашвили — ваш сукин сын»
Под конец беседы Уэймутт снова попыталась вернуться к вечным демократическим ценностям. В частности, она поинтересовалась, почему Лукашенко «не может разрешить независимым СМИ работать в Белоруссии. В ответ глава государства коротко отрезал что, «не боится средств массовой информации». А следом посоветовал журналистке «сходить на первый этаж его офиса и купить там оппозиционную газету».
— Ваш Интернет контролируется государством, — настаивала Уэймут.
— В Интернете ничто не принадлежит государству. Есть сайт, принадлежащий президенту, — отрицал Лукашенко.
В конце концов белорусский президент снова перескочил на тему «нечестности» со стороны американцев и заявил, что США обходятся с белорусами непорядочно.
— Мы сделали целый ряд шагов по сближению в вашем направлении. Вы нас обманули, и мы вам не верим.
Кроме того, у «американской демократии два лица», заявил Лукашенко, снова упоминая события в Египте и припомнив отношения в США с Грузией. И там, и там, заявил Лукашенко, произошло почти то же самое, что и в декабре в Беларуси, однако американцы не ввели против упомянутых государств никаких санкций.
— Недавно в Грузии президент Саакашвили самым жестоким образом подавил манифестацию оппозиции. А вы продолжаете поддерживать с ним отношения. Почему? Потому что Саакашвили ваш сукин сын.