Вопрос о коррупции «АиФ» задавал президенту и во время прошлогодней большой пресс-конференции. Но иллюзий нет: бороться с одной из главных российских бед гораздо сложнее, чем, например, с «чумой» игрома-нии. Напомним, именно после аифовских публикаций и вопроса президенту глава государства внёс в Госдуму «игорный» закон. По нему с июля 2009 года весь российский азартный бизнес переедет в четыре игорные зоны.
В прошлом году, отвечая на наш вопрос, В. Путин заметил, что более эффективного способа борьбы с коррупцией, чем развитие гражданского общества и свободы средств массовой информации, не существует. Впрочем, буквально через несколько дней в Кремле была создана экспертная группа, которая занялась подготовкой антикоррупционного закона. Важной частью этого закона должны стать нормы международного антикоррупционного права, описанные в соответствующих конвенциях ООН и Европы. К ним Россия присоединилась в 2006 году.
На этот раз В. Путин, подтвердив, что группа экспертов продолжает работу, заверил корреспондента «АиФ»: «Мы обязательно примем этот закон». Впрочем, президент не уточнил, когда. Но и без того сложно отделаться от ощущения, что работа затянулась. Почему - отчасти поведал сам глава государства.
«Коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Это, к сожалению, общая беда. Особенно было тяжёлым время в начале - середине 90-х, когда структуры разрушились, когда часть нашего экономического бомонда смогла за счёт государственных ресурсов, даже в обход тогда действовавшего законодательства, приобрести огромные состояния... Больше того, крупные корпорации просто целенаправленно продвигали туда (в госструктуры. - Ред.) своих людей. Зарплату там мало кто получал, и она была неинтересна.
Нужно время, конечно. Нет такой таблетки от коррупции: раз, проглотил - и всё, и государство выздоровело. Система мер должна быть большая. И усиление репрессивных мер, и укрепление правовой системы... Нужно повышать денежное содержание чиновников, как бы ни смотрелось на первый взгляд «криво» то, что они много получают. Общество должно понять, что лучше чиновникам платить приличные деньги, но требовать от них честного исполнения своих обязанностей, чем держать на нищенском пайке и как бы подталкивать к коррупционной деятельности».
Очевидно, начав разговор о повышении зарплат чиновникам, президент сказал то, о чём раньше говорить считалось вообще неприличным. Жалованье высокопоставленных чиновников и так значительно выше средней российской зарплаты. Однако с ростом экономики и уменьшением числа вызывающе бедных граждан нам, похоже, всё чаще будут напоминать: зарплата людей, которые распоряжаются огромными государственными ресурсами, должна быть достойной. Проблема в другом.
За предыдущие годы в России выросло уже не одно поколение столоначальников, которым даже в разы увеличенная зарплата окажется так же «неинтересна», как и нынешняя. А в российских законах и министерских инструкциях для оборотистых бюрократов по-прежнему слишком много «лазеек». Некоторые из этих инструкций специально для того и написаны. Зато международные антикоррупционные конвенции, нормы которых теперь должны перекочевать в наш закон, предназначаются совершенно для иного. Одно из их положений - это, по сути, презумпция виновности людей, занимающих публичные должности. Незаконно нажитым считается имущество (в том числе близких родственников), происхождения которого чиновник не может объяснить. А как объяснить, откуда роскошные машины и дорогие особняки бывают даже у глав скромных департаментов при министерствах, таможенных офицеров, начальников милицейских управлений? Да что там - даже у рядовых гаишников...
Именно поэтому, как предполагает замдиректора Института общественного проектирования М. Рогож-ников, разработка закона буксует. «Традицию распоряжаться государственным, как своим личным, нынешние «чины» вынесли ещё из советских времён, а нормы международных конвенций «подведут под монастырь», мягко говоря, больше половины чиновников. Где брать новых? Поэтому такие нормы нереалистичны, и, скорее всего, их в законе не будет», - считает эксперт. По его словам, компромиссом здесь могла бы стать «амнистия». Закон может быть жёстким, но распространяться, например, только на вновь приобретаемое имущество.
Неужели придётся в надежде на исправление казнокрадов скопом прощать им прошлые грехи?
Путин - Медведев: химия и физика отношений
НЕСКОЛЬКО из сотни заданных В. Путину вопросов касались Д. Медведева - того, как сложатся между ними отношения после 2 марта. Президент сделал несколько интересных признаний.
«...И, КРОМЕ всего прочего, у нас личная химия, я ему доверяю. Такому человеку не стыдно и не страшно передать основные рычаги управления страной».
«Мы прекрасно понимаем с Дмитрием Анатольевичем, что одна из линий атаки будет и в межличностном плане, и в политическом, и в экономическом. Должен сказать, что различия всегда есть, но за более чем 15 лет совместной работы мы привыкли друг друга слушать, слышать».
«...Я бы ни в коем случае не стал поддерживать кандидата в президенты, если бы он нуждался в опеке и в каких-то советах текущего характера... Знаю, как выстраивается работа главы государства, и уверяю вас, что наши отношения... будут очень гармоничными. Никогда не буду подменять главу государства, считаю это вредным и контрпродуктивным. Конечно, у меня есть право высказывать свою точку зрения. Но в конечном итоге последнее слово, а значит, и ответственность за принятые решения лежит на главе государства».
Неожиданно серьёзно, а потому показательно В. Путин ответил на вопрос о портрете: «Считаю, что президент, тем более такого государства, как Россия, - мощного, большого, великого государства, не в полной мере, но всё-таки один из символов страны. Так же, как флаг, герб или гимн. Если я буду председателем правительства, то всё-таки есть в этом определённая уникальность: я сам был президентом... Для того чтобы выстроить отношения с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, мне не нужно вешать его портреты...»
Между тем, перечислив функции, которые лежат на премьер-министре (по Конституции и закону о правительстве), В. Путин подтвердил выводы «АиФ» (см. № 1-2/08) - эти функции «очень большие»: «Это формирование бюджета, представление бюджета в парламент, отчёт за этот бюджет, формирование основ денежно-кредитной политики. Это решение вопросов в социальной сфере, здравоохранении, образовании, экологии. Это создание условий для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, проведение внешнеэкономического курса... Полномочий достаточно, и мы распределим их с Дмитрием Анатольевичем, если избиратель разрешит нам это сделать... Уверяю вас, здесь не будет никаких проблем».
Не станут проблемой и некоторые нюансы работы премьер-министра, о которых рассуждали эксперты, сомневаясь в премьерских планах нынешнего президента. Это горы документов, необходимость «посещать свинарники» и другая «текучка».
«Конечно, можно, как у нас в некоторых местах говорили, «шило в стенку и на боковую залечь». Думаю, что пока рановато», - размышлял В. Путин, который, по его же словам, предыдущие 8 лет «пахал, как раб на галерах», но и теперь предпочитает «не стонать, а порадоваться тому, что есть возможность послужить стране на другом месте». Однако президент дал понять, что в новой структуре правительства большинство текущих вопросов ляжет на вице-премьеров.
О МАНЯЩЕМ ТЕЛЕ ЕВРОПЫ
Кто спросил чехов и поляков, хотят они там иметь эти системы (противоракетной обороны. - Ред.) или нет? А Францию спросили, когда заявили о создании нового позиционного района в рамках НАТО? Шиш, никто не спросил. Только потом начали согласовывать в Брюсселе...
По имеющимся у меня сведениям, подавляющее большинство граждан Украины против вступления в НАТО. Тем не менее руководство Украины взяло и подписало бумажечку. В таком же явочном режиме, никого не спрашивая, там могут быть поставлены и базы, и какой-нибудь четвёртый или пятый позиционный район ПРО. Вот тогда мы вынуждены будем перенацеливать наши ракеты на объекты, которые, как мы считаем, угрожают нашей национальной безопасности...
Уровень безопасности в Европе, конечно, будет понижен. И, откровенно говоря, я не понимаю: зачем? Ну, иногда поругаемся, поспорим, но после соберёмся, начинаем решать общие проблемы, но не нацеливаем друг на друга никаких ракет. Зачем же менять эту ситуацию к худшему?
* * *
Сколько можно? Мы из года в год говорим: давайте уже по-честному работать. Нет, всё придумывают новое. А когда мы начинаем защищать свои интересы, говорят: «Россия ведёт себя агрессивно». Не надо нагнетать никаких страхов по поводу агрессивности России. Нет такой агрессивности и не будет... По поводу того, что «Газпром» вгрызается в тело Европы. Чего так американцы беспокоятся за европейское тело, я не знаю. Может быть, потому, что сами не хотят от него отрываться, нравится - тело хорошее. Да, мы хотим, чтобы учитывались наши интересы, но у нас в энергетическом секторе все крупнейшие мировые компании работают - пожалуйста. Что же нас-то так боятся? Что они такие, как бы не сказать лишнего слова, трусливые?
* * *
Поддержка одностороннего объявления независимости Косово является неморальной и неправовой. Но, конечно, для нас это сигнал, и мы будем реагировать на поведение наших партнёров. Мы не будем «обезьянничать» (признавая независимость других самопровозглашённых государств. - Ред.) Но... у нас есть домашние заготовки, и мы знаем, что мы будем делать...
* * *
Американцы в своё время поставили флаг на Луне - и что? Луна не перешла в собственность Соединённых Штатов. Что касается наших исследований (на Северном полюсе. - Ред.), то они, конечно, направлены на то, чтобы доказать, что Российская Федерация имеет право на определённую часть этого шельфа. Но мы это делаем в рамках существующих международных процедур, в рамках Организации Объединённых Наций. Чего нервничать-то?
О СОБЛАЗНАХ И АМБИЦИЯХ
Кто-то попадает в зависимость от табака, кто-то, прости Господи, от наркотиков, кто-то становится зависимым от денег. Говорят, что самая большая зависимость -от власти. Я этого никогда не чувствовал. У меня не было соблазна остаться на третий срок никогда. С первого дня работы в качестве Президента Российской Федерации я для себя сразу решил, что не буду нарушать действующую Конституцию. И я считаю, что это очень важный сигнал для общества вообще: все должны соблюдать действующее законодательство, начиная с главы государства.
* * *
Если они (первые лица государства. - Ред.) будут слюни и сопли пускать всё время и плакать, что плохо, что мы ничего не сможем, что мы такие «кривые», - так и будет. А если ставить перед собой амбициозные цели, основанные только на реальном анализе, целенаправленно самому идти к достижению этих целей, мобили-зовывать общественные силы, государственные силы на это, то цели будут достигаться. Собственно говоря, так и есть у нас.
О ДЕНЬГАХ
Реальная заработная плата выросла (в 2007 году) на 16,2%. Реальная пенсия - на 3,8%. Поэтому с 1 апреля предполагается второе увеличение страховой части пенсии - на 7,5% и с 1 августа текущего года увеличение базовой части пенсии - на 15%.
Золотовалютные резервы - 478,6 млрд. долл. Стабфонд - 3,84 трлн. рублей. Российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности... Нам не удалось справиться с ростом инфляции: вместо 8,5% получилось 11,9%. Борьба с инфляцией будет одной из важнейших задач правительства, всего руководства страны на 2008-й и последующие годы.
В 2008 году он (материнский капитал. - Ред.) уже будет 271 тыс., а в 2010-м - примерно 307 тыс., в зависимости от инфляции... Я сказал: «Вы напрягайтесь, как хотите, сокращайте за счёт других расходов неэффективных, их там достаточно, стройки дурацкие, где там деньги «смыливают», -
закройте, а это мы должны сделать...»
* * *
Наша задача в ближайшее время - это проведение пенсионной реформы. Нам придётся принять серьёзные решения, связанные с некорректным, на мой взгляд, решением проблем обеспечения наших пенсионеров, которые заработали свой основной стаж ещё в советское время, до 1991 года. Нам придётся пересмотреть принципы страховой части пенсий, унифицировать пенсионное законодательство и существенным образом повысить доходы пенсионеров... Государство должно гарантировать, что на каждый рубль, который человек добровольно будет откладывать в накопительную часть своей пенсии, государство положит свой рубль.
О СОСЕДЯХ
В международных делах для России это безусловный приоритет - строительство Союзного государства вместе с Беларусью. Мы готовы пойти так далеко, как этого хотят наши белорусские партнёры.
Мы в качестве одной из первоочередных ставили перед собой задачу - выход на расчёты в российских рублях в качестве единой валюты. Сегодня, когда российская финансовая система стабильна как никогда, уверен: для белорусской экономики, для граждан Белоруссии ничего, кроме плюсов, здесь нет. Но мы навязывать ничего не собираемся.
* * *
У нас с Виктором Андреевичем (Ющенко. - Ред.) был очень обстоятельный разговор - говорю это без всякой иронии... Мы же самые близкие соседи, у нас огромный объём взаимодействия. Ну как не возникать проблемам? Вопрос -мы хотим их решать или мы хотим их обострять? У меня создалось чёткое представление, что и украинское руководство настроено на то, чтобы решать эти проблемы... За последние восемь лет, я думаю, конечно, мы могли бы добиться большего. Очень много наносного, такой, знаете, пены какой-то политической. Да, не хотят на Украине, чтобы «москали» завладели газотранспортной системой. Да «москали» уже давно оставили эту мысль...