В Австрии, где у семьи мэра есть бизнес-интересы, Юрий Лужков «гостил» уже в третий раз за последнюю пару месяцев. Сейчас он летал туда, чтобы отметить 74-й день рождения. И, видимо, ещё раз взвесить все «за» и «против».
Мэра разделят с премьером
Наш высокопоставленный источник в Кремле ещё несколько месяцев назад, описывая отношения Президента России со столичным мэром, рассказал: «Никто сам в отставку уходить не собирается. Да и мы не торопимся увольнять, есть проблемы с кандидатами - регион непростой». Этот же источник, недавно снова комментируя ситуацию «АиФ», заявил, что по крайней мере несколько реальных кандидатов на пост мэра Москвы у президента появились. Мэром может быть назначен Сергей Собянин, глава аппарата федерального правительства, или высокопоставленный сотрудник Кремля, а премьер-министром, к примеру, - Валерий Шанцев, нынешний глава Нижегородской области, а в прошлом вице-мэр Москвы. По крайней мере собеседования с ними, как и с другими возможными претендентами, проводились. Но если сами кандидатуры ещё под вопросом, то о разделении поста мэра и главы столичного правительства говорят как о деле решённом. Тем более что «никаких изменений в столичное законодательство вносить не потребуется», сказал на прошлой неделе Владимир Платонов, председатель Московской городской думы.
«В России существуют три схемы управления в регионах, - говорит Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. - Губернатор, при котором конкретными направлениями жизни региона занимаются многочисленные замы (как сейчас в Москве). Губернатор, сам возглавляющий правительство, и губернатор, у которого есть правительство со своим премьер-министром». «Последний вариант типичен для крупных регионов, - комментирует Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики. - В случае чего глава региона знает, на кого свалить промашки в управлении. Но в случае с Москвой возможен конфликт. Ведь новый мэр будет представлять одну группу влияния - федеральную, а руководитель правительства, наверное, другую - старую команду». Впрочем, такая потенциально конфликтная конструкция, по мнению Н. Зубаревич, может оказаться единственно возможной: «Важно обеспечить передачу полномочий. Кроме того, в Кремле не хотят давать в руки одному человеку гигантский по объёму ресурс. Когда на хозяйстве двое, остаются поля для интриг и манёвра. И, видимо, в федеральной команде нет того, кому можно было бы отдать все огромные столичные ресурсы и полномочия. Опыт команды Лужкова - спаянного, «тёртого» и притёртого механизма - учит: во второй раз такого допустить нельзя».
Под контролем ли столица?
«Не истории «с пчёлами» или публичная перепалка по итогам пожаров были главной претензией к Юрию Лужкову, - говорит Алексей Мухин, директор Центра политической информации. - Похоже, в Кремле укрепились во мнении, что он перестал контролировать город. Вместо него это делают разные бизнес-группы. В преддверии избирательного цикла 2011-2012 гг. федеральный центр не мог пустить ситуацию в столице с несколькими миллионами избирателей на самотёк».
Что же вменяют в вину столичному мэру? «Транспортный коллапс Москве грозит в ближайшие 10 лет, а причина этого - полное игнорирование проблем пробок в градостроительных документах, - рассказал «АиФ» Сергей Удальцов, координатор общественной организации «Московский совет». - У нас уже много лет застройка (и жилая, и нежилая) стоит на первом месте, а дороги прокладывают по остаточному принципу. Никаких прорывных идей, с реализацией которых столица поедет с нормальной скоростью, нет и в Генплане. Идей же, как избавить мегаполис от заторов, предостаточно».
«Власти не признают, что пробки не проблема одного Садового кольца, а общегородская головная боль, - считает Михаил Блинкин, глава НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - В периферийных районах, так же, как и в центре, мало дорог, у существующих не хватает развязок, а для машин нет парковок и гаражей». Не меньше претензий и к долгостроям, среди которых знаковые объекты: планетарий, гостиницы «Россия» и пустующая пока «Москва».
«Зачастую замороженные стройплощадки - это последствия «дикой приватизации» лихих 1990-х гг., когда федеральная и столичная собственность в обход законов уходила к частным лицам, - сетует Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы. - Дело не в отсутствии бюджетных денег, а в правовой неразберихе, из-за которой «звёздную территорию» удалось вернуть только после скандалов и разбирательств. Пустырь на месте снесённой гостиницы «Россия» также не могут застроить из-за судебных разборок».
Другой вопрос - что не надо было торопиться сносить, считают защитники старины, у которых накопился длинный список зданий, погибших (или пострадавших) по вине чиновников. Из последнего - «Детский мир», палаты Гурьевых в Потаповском переулке, усадьба Шаховских на Большой Никитской улице. «Мы регулярно видим, как реставрация объекта культурного наследия Москвы превращается в его снос, как оригинально трактуется понятие «объект охраны», - говорит Рустам Рахматуллин, один из лидеров общественного движения «Архнадзор». За последние 10 лет десятки красивейших памятников столицы исчезли, чтобы освободить дорогую землю.
На каких условиях столичный мэр мог бы освободить своё кресло? По словам А. Мухина, обсуждалось несколько вариантов трудоустройства Юрия Лужкова: «Пост спикера Совфеда - цена за уход, обсуждавшаяся около месяца назад. Однако на это уже не готовы в Кремле». Между тем, вне зависимости от того, куда и когда уйдёт нынешний мэр и кто его сменит, в ходе скандала обнажилось множество проблем, которым нужно искать решение.