Завтрак с кровью
Крайне неприятный для Соединённых Штатов инцидент произошёл в столице Южной Кореи Сеуле.
Посол США в этой стране 42-летний Марк Липперт подвергся вооружённому нападению. Дипломат был атакован в тот момент, когда собирался принять участие в деловом завтраке в культурном центре имени короля Сэджона.
Напавший мужчина повалил Липперта на пол и стал наносить ему удары опасной бритвой. Прежде, чем дипломату успели прийти на помощь, неизвестный серьёзно порезал послу лицо и запястье левой руки.
Несмотря на ранения, Липперт сам дошёл до машины, которая доставила его в больницу. В ходе немедленно проведённой операции американскому дипломату наложили 80 швов. По сообщению Госдепартамента США, жизни Липперта ничто не угрожает, однако на больничной койке он проведёт ближайшие 3–4 дня.
42-летний Марк Липперт — самый молодой из американских послов, работавших в Южной Корее. На эту должность он был назначен в 2014 году, а ранее работал в министерстве обороны и Совете Национальной Безопасности США. До прихода на государственную службу Марк Липперт служил на флоте и был отмечен Бронзовым крестом за участие в войне в Ираке.
«Северная и Южная Корея должны объединиться!»
Южнокорейская полиция достаточно быстро установила личность мужчины, совершившего нападение на посла. Им оказался 55-летний лидер леворадикальной организации «Уримадан» Ким Ги Чжон.
Во время атаки на посла радикал выкрикивал: «Северная и Южная Корея должны объединиться!»
Как стало известно, Ким Ги Чжон своим поступком выразил протест против совместных американо-южнокорейских учений Foal Eagle и Key Resolve, начавшихся в стране 2 марта. Они продолжатся восемь недель. По заявлению властей США и Южной Кореи, учения носят исключительно оборонительный характер, однако их проведение вызвало негативную реакцию со стороны КНДР и спровоцировало новое обострение обстановки на Корейском полуострове.
Корреспондент BBC в Сеуле Стивен Эванс, ведший репортаж с места атаки на посла Липперта, заметил, что нет никаких данных, указывающих на то, что нападавший мог быть агентом КНДР.
Однако с точки зрения правоохранительных органов Южной Кореи, Ким Ги Чжон — крайне неблагонадёжная личность.
По данным источников в южнокорейской разведке, в 2006–2007 годах политический активист не менее шести раз посещал Северную Корею.
На его счету уже было одно нападение на иностранного дипломата. В 2010 году Ким Ги Чжон атаковал посла Японии Тосинори Сигэиэ, бросив в него кусок бетона. Тогда радикал протестовал против японских претензий на острова Токто (Такэсима) в Японском море.
Нападение 2010 года обернулось для Ким Ги Чжона двумя годами лишения свободы условно. На сей раз, весьма вероятно, он окажется за решёткой, причём, возможно, на длительный срок.
Тем более, что претензии к Ким Ги Чжону одними атаками на послов не ограничиваются. В 2011 году он попытался установить в центре Сеула поминальный алтарь в память о скончавшемся северокорейском лидере Ким Чен Ире.
10 лет за визит в Пхеньян
Подобного рода вольности в Южной Корее не просто осуждаются, а преследуются в уголовном порядке. С 1948 года в стране действует Закон о государственной безопасности, который определяет КНДР как антигосударственную организацию и запрещает любое распространение информации о ней в положительном ключе. Несмотря на то, что Интернет, мягко говоря, не слишком развит в КНДР, все северокорейские сайты в Южной Корее блокируются.
Как отмечают правозащитники, Закон о государственной безопасности с его довольно расплывчатыми формулировками позволяет властям Южной Кореи преследовать практически всех, кто будет заподозрен в нелояльности к официальной точке зрения по «северокорейскому вопросу».
Закон о государственной безопасности ни в коей мере не «мёртвый», его положения активно применяются. Так, в 2011 году южнокорейский пастор Хан Сан Рёль, посетивший КНДР без санкции официального Сеула, был осуждён на 10 лет тюремного заключения.
В 2012 году за такое же преступление был арестован 68-летний Но Су Хви — вице-президент альянса за объединение Кореи. Но Су Хви пошёл на этот шаг сознательно, чтобы привлечь внимание к проблеме объединения государств.
Тюрьма за похвалу товарищу Киму
В январе 2014 года суд западного района Сеула признал 48-летнего южнокорейца по фамилии Чхве виновным в нарушении закона о национальной безопасности и приговорил его к десяти месяцам тюремного заключения с двухлетней отсрочкой исполнения приговора.
Вина господина Чхве заключалась в том, что он, согласно версии обвинения, состоял в просеверокорейском интернет-сообществе, и с 2009 по 2012 год оставлял в интернете комментарии, восхваляющие военную мощь Пхеньяна.
Как отмечают эксперты по Южной Корее, поводом для возбуждения дела может стать фактически любая дискуссия в социальных сетях, один из участников которой выскажется о КНДР в положительном ключе. Справедливости ради нужно сказать, что около половины таких дел заканчиваются оправдательными приговорами. Для второй половины это заканчивается, даже в случае условного наказания, потерей работы, крахом карьеры и поражением в правах. Кроме всего прочего, подозреваемые на стадии разбирательства часто оказываются помещены под стражу, так что прелестей тюремного быта, хотя бы на небольшой срок, вкушают многие.
Посол в Корее избежал участи посла в Ливии
Деятельность американских дипломатов в разных странах мира связана с повышенным риском. Нападения радикалов как на самих дипломатических работников, так и на помещения представительств происходят достаточно регулярно на протяжении многих десятилетий.
Одной из самых известных атак стал произошедший в ноябре 1979 года захват заложников в посольстве США в Тегеране. Попытка освобождения нескольких десятков дипломатов и сотрудников из числа обслуживающего персонала с помощью спецназа завершилась позорным провалом. В итоге пленники были освобождены путём переговоров после 444-дневного заточения.
11 сентября 2012 года в Ливии, при помощи американского военного вмешательства освобождённой от власти режима Муаммара Каддафи, исламские радикалы атаковали посольство США в Бенгази. В результате нападения, произошедшего в день годовщины атаки террористов-смертников на США, погибли несколько сотрудников дипмиссии, включая 52-летнего посла США в Ливии Кристофера Стивенса.
На этом фоне господин Липперт, отделавшийся всего лишь 80 швами, выглядит настоящим счастливчиком.