Йорг, инженер из г. Руппин: «Во времена ГДР я учился в школе и, разумеется, носил пионерский галстук и голубую рубашку FDJ (немецкий комсомол. - Ред.). В общем, у меня осталось приятное чувство коллективизма, с одной стороны, но и неприятные воспоминания до сих пор живы. Помню, в нашем классном журнале была специальная графа, по которой классифицировали происхождение родителей: A - рабочий, B - крестьянин, I - интеллигенция. Из двух классов по 30 учеников в каждом только 6 смогли стать абитуриентами. Конечно, букве А отдавалось предпочтение».
Андреас, бывший учитель, пенсионер из Берлина: «Тоскуют по социалистическому прошлому те, кто остался за бортом и не вписался в реалии новой жизни. А плавать-то многие не умели... Другие задачи были - корабли строить, план выполнять, а не учиться выживать в обществе, где каждый только за себя. Но я лично не знаком ни с кем, кто бы испытывал какие-либо нежные чувства по отношению к госсимволам и прочим атрибутам ГДР».
Ульрика, врач из г. Галле: «Пресловутая «ностальгия» - это тоска в первую очередь по прошлому без той политической и идеологической подоплёки, которую иной раз так старательно пытаются к этому прицепить. В молодости и трава была зеленее, и люди добрее, и яблоки слаще. А бесчисленные музеи, выставки и шоу на ТВ вокруг жизни в ГДР рассчитаны на туристов и тех немцев, которые в ГДР никогда не жили».