Тяжелый санкционный 2022 год стал для экономики Иркутской области точкой роста — доходы достигли небывалого уровня. Промышленные предприятия провели импортозамещение и готовы обеспечивать страну золотом и самолетами. Об этом и других направлениях, которые развиваются в регионе, в интервью aif. ru рассказал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Алексей Дуэль, aif.ru: — Игорь Иванович, прошлый год был тяжелым для экономики нашей страны. Как ваш регион принял этот санкционный удар, удалось выполнить социальные обязательства перед жителями?
Игорь Кобзев: — У нас 2022 год был успешным, консолидированный доход Иркутской области по всем уровням составил 319 млрд рублей. Таких серьезных налоговых поступлений не достигали даже в допандемийное время. Социальная ответственность, конечно, в приоритете. Сегодня действует более 100 мер государственной поддержки, почти 45 млрд рублей выделяется на их реализацию. По итогам 8 месяцев 2023 года есть небольшие отступления по доходам, но рассчитываем выйти на плановые показатели в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2036 года.
— Какие проекты в области промышленного производства будут реализованы в ближайшее время?
— Сегодня у области 180 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 2 триллионов рублей. Это дополнительно 40 тысяч рабочих мест. Уже прошли все пуско-наладочные работы по Усть-Илимскому картонному комбинату, это для нас серьезный экспортный продукт, который имеет товар с наибольшей добавленной стоимостью. Картонный комбинат заработал по технологиям и имеет все уровни высокотехнологичного производства. Нас интересуют 2024 и 2025 годы: в Усть-Илимске будем вводить газо-химический кластер. Это заводы по производству гелия, газоперерабатывающие заводы, предприятие по производству полимеров. Представляете, в тайге 200 гектаров земли, и там такое масштабное серьезное производство.
Есть небольшой перенос по срокам с фабрикой по производству золота. В проектном решении предусмотрено иностранное производство узлов и агрегатов. Провели импортозамещение, и этот проект на выходе. Сухой Лог имеет в своих плановых обязательствах 70 тонн чистого золота в год — давать их нашей стране очень важно. На Восточном полигоне железных дорог мы должны построить 33 объекта, чтобы энергетически дооснастить его и открыть возможности для перевозки 180 млн тонн грузов в год.
В прошлом году запущено газоконденсатное месторождение. Сегодня газ постепенно дает выход в рамках международных контрактов в Китай. Владимир Владимирович (президент РФ Путин — прим. ред.) сказал, что вторая ветка будет переориентирована с Европы на Восток — на Монголию, Китай, и она пройдет, в том числе, по территории Иркутской области.
Для нас сегодня промышленная газификация — это индустриализация 2.0. Все производства ждут дооснащения газовым потреблением, потому что это уже другая экономика и другая экология. У нас в программе «Чистый воздух» уже восемь городов, один из них — Братск. В Братске мы уже видим снижение вредных выбросов на 9% по 2022-му году. Недавно министр природных ресурсов РФ Александр Козлов доложил, что уже минус 13%. Нам, конечно, до 2026 года надо снизить на 20%.
— Кроме того, Иркутской области предстоит стать одним из центров авиастроения России. Как сейчас обстоят дела в отрасли?
— Большие государственные инвестиции поступают на Иркутский авиационный завод. Сегодня производство перестраивается, идет полное перевооружение на узлы и агрегаты российского производства. К следующему году шесть воздушных судов должны пройти опытную эксплуатацию, и мы должны начать их в серийное производство. Мы находимся в диалоге с представителями Объединенной авиастроительной корпорации, потому что сегодня нужно не только построить эти борта. Плановые обязательства следующие: 2024 год — 6 самолетов, 2025 год — 12, 2026 год — 22, 2027 год — 36, и далее выход на серийные 72 самолета.
— Внутренний туризм России переживает небывалый подъем. Развивается ли в этом направлении Иркутская область?
— Госкорпорация «Туризм. РФ» утвердила мастер-план развития Иркутск-Тальцы или курорт Байкальская Слобода, где инвестиции планируются на территории, прилегающей к реке Ангаре, с учетом инфраструктуры, от 32 до 40 млрд рублей. Это даст возможность конкурировать на рынке туризма. Второе направление — мы создаем более комфортные условия для наших жителей. Там будет не только туристический кластер, но и детский кластер — все, что связано с развитием оздоровительного движения для детей, для спортсменов, пожилых людей: велодорожки, ходьба, парусный спорт.
Мастер-план будем точно обсуждать с экспертным сообществом Иркутской области, с градостроительным советом, муниципалитетами. Для нас туризм наиболее привлекателен. Мы в этом году должны перейти рубеж — 3 млн человек пассажиропотока в год.
— В 2021 году ездил в Иркутск, на Байкал, дорога к озеру была очень плохого качества. Что-то изменилось?
— Дорогу «Иркутск-Листвянка» мы восстановили. Все исправили, можно спокойно ехать.