Российские летчики перехитрили пилота ВВС Украины, когда сбили Су-27 в бою. С большой вероятностью, это была воздушная дуэль, в которой противник опоздал среагировать. Об этом рассказал корреспонденту aif.ru генерал-майор авиации, заслуженный летчик РФ Владимир Попов по итогам анализа открытой информации.
Российский истребитель Су-30СМ2 в воскресенье сбил украинский Су-27 с помощью гиперзвуковой ракеты системы «воздух-воздух» Р-37М. По данным Telegram-канала «Воевода вещает», цель была поражена на дистанции 130 километров.
Украинские ВВС используют Су-27 для ударов КАБами (корректируемые авиабомбы — прим. ред.) по наземным целям. Большую часть из них модернизировали под использование западных ракет.
Су-27, если судить по открытым источникам, был сбит в ходе воздушной дуэли, рассказал Владимир Попов. По его мнению, российский самолет вышел на перехват и ждал цель, был в засаде.
«Скорее всего, наш летчик не включал свою радиолокационную станцию и использовал наведение с земли или с самолета ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения — прим. ред.) А-50У, допустим. Ему дали направление. И как только позволила ему дальность пуска отработать по курсу, он включил кратковременно свою прицельную станцию, затем автосопровождение и пуск ракеты, а сам отошел на безопасное расстояние. И ракета сделала свое дело. Скорее всего, у него была боеголовка с радиолокационным самонаведением», — говорит собеседник.
Эксперт делает вывод о том, что у российского самолета не было полного цикла поиска цели или он был, но очень быстрым, исходя из того, что у украинского летчика с большой вероятностью не сработала система опознавания и предупреждения об атаке. «Есть прибор, который показывает, что мы находимся в пределах поиска противника, и с какого сектора нас начинают облучать. Срабатывает звуковая сигнализация — отдельное пиканье. Потом этот звук учащается, когда противник переходит в режим автосопровождения. А затем еще учащается и становится громче, когда происходит пуск. Приборы показывают даже секторное направление — с какой стороны и высоты сработала ракета», — делится тонкостями генерал.
У Попова нет ответа на вопрос, сработала ли система предупреждения на самолете противника. «Возможно, она и была включена, но где-то потеряла качество работы. Или тоже была временно выключена по разным причинам. Может, летчик имел свою цель, которая оказалась наживкой, и вовремя не обратил внимание на сигналы пуска, проморгал. Экипаж Су-30СМ2 быстро и внезапно для противника сделал наведение, включил автосопровождение и пуск ракеты. А когда ты не успеваешь отреагировать, запаздываешь на каждом этапе, пропускаешь пуск ракеты и с запозданием начинаешь маневрировать, становится достаточно трудно уйти. Тем более, ракета идет на встречном курсе», — продолжает заслуженный летчик России.
Эксперт предполагает, что украинский летчик мог не включить системы автоматического отстрела тепловых ловушек или радиолокационных помех, потому что работал под облучением своих станций, а на них реагировали системы самолета. Поэтому оказался не готов к дуэли.
По словам генерала, российских летчиков учат в таких ситуациях сразу реагировать на обнаружение радиолокационной станцией противника, прицеливание, автосопровождение и пуск ракеты. «Когда мы слышим и видим динамику боя, мы маневрируем. Выполняем, например, маневр срыва автосопровождения. Или срыва попадания ракеты. Включаем активные радиоэлектронные помехи, отстреливаем тепловые ловушки, патроны с пассивными помехами. И тем самым усложняем попадание ракеты и имеем больше возможностей уйти от попадания. Ракета не обязательно должна попасть в самолет — если взорвется на удалении, осколки боевой части могут поразить элементы истребителя. Поэтому нужно увеличить расстояние от взрыва до 50-100 метров, это даст возможность благополучного ухода. Таким образом мы ведем дуэль. Но, подчеркну, если владеем обстановкой», — заметил Попов.
Свою роль сыграло и то, что в Су-27 был молодой летчик — 24-летний Иван Болотов. «Уровень подготовки пилотов на Украине достаточно низкий. Может, он в 20-21 год освоил самолет. И 2-3 года выполнял учебно-тренировочные, учебно-боевые самолеты, перехватывал наши крылатые ракеты, наши БПЛА „Герани“. Но не был на линии соприкосновения. Скорее всего, работал в районе Западной Украины — аэродромы Стрый (Львовская область), Мукачево (Закарпатская область), под Винницей. А сейчас был направлен ближе к Запорожью, Днепропетровску, где был сбит. А наши летчики, которые работают только на СВО, имеют трёхлетний боевой опыт», — отмечает эксперт.
Российский истребитель при этом имел несколько преимуществ. «Экипаж нашего самолета Су-30СМ состоит из двух летчиков. Второй больше свободен от пилотирования. Он ведет навигационную и прицельно-навигационную работу по воздушным целям. Получив целеуказание, ему проще заняться обнаружением и отслеживанием цели, чем одному летчику, как на Су-27», — объяснил заслуженный летчик России.
Су-30СМ2 также имеет более высокие характеристики в сравнении с украинским Су-27 — по радионавигационному оборудованию, радиоприцельному оборудованию, боевому потенциалу, аэродинамическим качествам и в целом по электронной начинке. «ВВС Украины, конечно, тоже стараются дорабатывать свои самолеты, но у них ограниченные возможности. И техника послабее, и опыта поменьше, и возможности выбора и подготовки летчиков не такие, как у нас. Разница в количественном составе ВВС России и Украины — это три к одному или пять к одному. Мы же пригнали на линию боевого соприкосновения не всю свою авиацию», — говорит генерал.
Он также хвалит ракету, которой был сбит украинский истребитель. «Ракета Р-37 — средней дальности. Она может нанести удар на расстоянии до 200 километров. И спокойно уничтожает цели на дальности от 120 до 180 километров. Ракета очень хорошая, одна из лучших в средней дальности действия. Даже американцы признают ее эффективность и конкурентоспособность на рынке вооружения. У нее широкие возможности для модернизации», — добавил Попов.