В мае президент РФ Владимир Путин назначил временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области. Им стал Алексей Беспрозванных, который пришел на эту должность с поста замглавы Минпромторга РФ. Корреспондент aif.ru пообщался с новым руководителем региона в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) и расспросил об основных планах работы.
Маргарита Разгуляева, аif.ru: — Алексей Сергеевич, начнем сразу с главного: какие проблемы региона вы планируете решать в первую очередь?
Алексей Беспрозванных: Прежде всего, проблемы здравоохранения и доступности медицины. Тут есть ряд первоочередных задач: например, построили онкологический центр, но сейчас важно его быстро запустить. Мы открываем поликлиническое отделение, дневной стационар, круглосуточный стационар. Это важно, потому что калининградцы сейчас по таким проблемам ездят в Москву и Санкт-Петербург. С учетом перелета это достаточно накладно.
Дальше перед нами стоит еще одна задача — закончить строительство целого ряда объектов, а на сегодняшний день их примерно 44, включая детские сады и школы. Шаговая доступность к ним очень важна для родителей, приобретающих жилье в новостройках. И мы будем прилагать все усилия, чтобы проблема с затянутостью сдачи образовательных учреждений была решена в кратчайшие сроки, чтобы родители не были озадачены проблемой удаленности детского сада или школы от их места жительства.
Есть задачи, связанные с логистикой, доступностью для калининградцев полетов из региона в другие направления России. Сегодня у нас основная проблема — это отсутствие льготных субсидируемых билетов. Осталось порядка 4 тыс. по некоторым направлениям и только одна авиакомпания.
В ближайшее время решим этот вопрос, он тоже важный. Просто добиваемся допфинансирования для того, чтобы до конца года обеспечить субъект этими льготами. Тем более сейчас сезон высокий, и билеты разбираются очень быстро. Я сам с этим столкнулся, когда не смог взять билет по причине их отсутствия.
А если говорить глобально, то понятно, что нужно раскручивать экономику за счет привлечения инвестиций, денег от экономики: налогов, доходов и так далее. Их мы будем тратить как раз на решение социальных запросов, которые касаются повышения качества жизни населения.
— А какие потребности у населения?
— У меня есть социальные сети, и там я вижу постоянно простые бытовые запросы граждан. Они мне пишут напрямую. Фактически 33% обращений — дороги, тротуары, 22% — медицина, 17% — транспорт, ЖКХ и так далее. Поэтому все анализируем, это для нас является приоритетом в работе. Уже сделали ряд изменений в бюджет, чтобы первоочередные задачи реализовать. Мы будем дальше двигаться, исходя из потребностей калининградцев.
— Насколько анклав обеспечен надежной транспортной связью, доставкой товаров с материковой Россией? Что нужно делать, чтобы географическое положение не сдерживало развитие региона?
— Связь Калининградской области с «большой» Россией надежна. Санкционные ограничения на сухопутный транзит грузов регион компенсирует морскими перевозками. Значительно выросло количество судов на морских маршрутах. Только грузовых паромов вместо прежних двух сейчас уже 5. Недавнее «прибавление» произошло в мае, паромную линию усилил паром «Антей».
Всего на текущий момент в перевозках задействовано порядка 28 судов. И мы продолжаем работать с судовладельцами, чтобы находить дополнительные суда. Есть задача увеличения размера субсидирования морских перевозок грузов, строительства дополнительных паромов, развития инфраструктуры нашего морского порта в Калининграде, совершенствования электронной очереди на автомобильном пункте пропуска Чернышевское. Это наши безусловные приоритеты.
— А в целом, обособленность Калининграда, на ваш взгляд, это проблема или преимущество?
— В этом есть и плюсы, и минусы. Например, считается, что именно благодаря небольшим размерам и компактности территории, ее обособленности здесь удобно тестировать, «обкатывать» экспериментальные программы и инструменты. Так, в свое время Калининградская область входила в число «пилотных» регионов по внедрению цифрового телевидения.
С другой стороны, из-за окружения границами иностранных государств мы постоянно имеем дело с таможенным администрированием наших товаров. И эти процедуры — тема для отдельного интервью. Обособленность, конечно, налагает на нашу территорию стратегический статус. Это особенно ощутимо сейчас, когда Калининградская область оказалась физически в окружении недружественных государств — стран Евросоюза.
Но при этом мы получаем повышенное внимание со стороны федерального центра, весомую помощь в обеспечении транспортной, энергетической, продовольственной безопасности территории. Это безусловный плюс.
— Будет ли расти зарплата в Калининградской области? За счет чего? Какие «денежные» рабочие места добавятся в регионе в ближайшее время?
— Такое повышение обеспечивается за счет роста производства, создания высокопроизводительных рабочих мест. Многие коммерческие предприятия в регионе обеспечивают индексацию оплаты труда своих работников. Вот несколько цифр: по итогам 2023 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в номинальном выражении выросла на 15,6%, в реальном выражении — на 8,6%. По итогам первого квартала текущего года в номинальном выражении рост отмечен на 16,9%, в реальном — на 8%.
К примеру, на только что открытом заводе «ЭнКОР Групп» оплата планируется на уровне 65 тыс. рублей. А это на 13% выше среднего уровня зарплаты в регионе (57,6 тыс. рублей по итогам I квартала). Средняя заработная плата работников строящейся гигафабрики Росатома, ввод которой запланирован на 2025 год, уже планируется выше 100 тыс. рублей.
— Мы изучали вашу трудовую деятельность и успехи в Воронежской области по части промышленного роста. Как вы этого добились и можете ли вы этот опыт перенести не только в Калининград, а масштабировать как-то по всей России?
— Наверное, будет некорректно сравнивать промышленность Калининградской области с Воронежской или другими субъектами. Хотя бы потому, что достаточно посмотреть на географическое положение Янтарного края, чтобы увидеть, как сильно такой фактор, как отсутствие сухопутных границ с «большой» Россией, влияет на положение дел в эксклавной территории сейчас в условиях санкций. Что касается возможности достижения высоких темпов роста, то за 5 лет, полагаю, достичь положительной динамики возможно. Хотя в полтора раза выпуск не увеличить.
Индустриальный бум в промышленности может обеспечить только запуск новых крупных производств. К примеру, в той же Воронежской области, когда я курировал данный сектор в 2012-2016 годах открывались новые предприятия: в 2013 году — цементный завод, в 2014 году — завод металлических конструкций в индустриальном парке «Масловский».
И у Калининградской области есть все шансы восстановить промышленное производство. В этом году заработало производство кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей «Энкор Групп». Через пару лет Росатом запускает на востоке области гигафабрику по производству литий-ионных аккумуляторов. Еще много других проектов. Благодаря запуску новых производств и постепенной адаптации предприятий к нынешним условиям в 2026 году, по предварительным оценкам, регион выйдет на докризисный уровень 2021 года. К 2030 году есть все шансы превысить в полтора раза объемы производства 2023 года, и примерно на 20% — объемы докризисного 2021 года.
— В регионе есть серия затянувшихся проектов: Приморское кольцо, глубоководный порт в Пионерском, дальнейшая реконструкция аэропорта Храброво. Есть ли у вас понимание, как завершить эти проекты?
— Что касается аэропорта «Храброво», то его владелец, компания «Новапорт», планирует реконструкцию аэровокзала, чтобы расширить возможности по приему постоянно растущего пассажиропотока. В результате нынешние мощности по приему в год до 5 млн человек должны увеличиться до 6,5-7 млн. Ожидаем, что в течение 2024 года будут выполнены необходимые для этого проектные работы, определится подрядчик. И уже в следующем году начнется строительство.
Завершение строительства морского терминала в Пионерском запланировано до конца текущего года. Более того, прорабатываем с федеральными органами возможность обеспечения технической готовности причала No 1 до 1 июля 2024 года. Строительство Приморского кольца продолжается. Объект масштабный, многоэтапный. Все задуманное будет выполнено.
— На ваш свежий взгляд, что в Калининграде самое привлекательное для туриста?
— Для каждого туриста свое. Но в основном, полагаю, наших гостей привлекает особая атмосфера этого региона: уюта, гостеприимства, старины. Многие туристы ценят местный мягкий балтийский климат, море (не всем нравятся теплые черноморские волны). Безусловные точки притяжения — это объекты историко-культурного наследия, ощутить уютную атмосферу и гостеприимство небольших старинных городов Калининградской области.
— Вы уже купались в Балтийском море в честь своего назначения на должность и.о. главы региона? Говорят, у ваших предшественников была такая традиция.
— Нет, еще не успел. Признаюсь, о такой традиции узнал только от вас. Но обязательно наверстаю: лето только начинается.