22 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я «Сибирь» проекта 22220.
Новый ледокол «крестили» крымским шампанским
Ледокол спущен на воду на «Балтийском заводе — Судостроение». По старой морской традиции о борт корабля положено разбить бутылку шампанского. Миссию «крестной матери» «Сибири» взяла на себя глава Счетной палаты России Татьяна Голикова. «Крестили» ледокол шампанским из Крыма.
«Спасибо вам за ваш труд, за возрождение отрасли. У „Сибири“ есть предшественник — ледокол, который в 1977 году был принят в эксплуатацию, он уже доблестно отслужил свой век. Установил абсолютный рекорд: достиг Северного полюса в мае. Я желаю, чтобы нынешняя „Сибирь“ тоже стала рекордсменом», — приводит ТАСС слова генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева.
«Конечно, нам было очень тяжело с первым головным заказом, но, наверное, по-другому во льды Арктики не пробиться. Я уверен, что сегодня мы делаем еще один маленький шаг на пути освоения арктических широт и Северного морского пути», — заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
Первым был «Ленин»
Огромные северные территории нашей страны, освоение которых невозможно без прохождения судов через тяжелые льды морей Северного Ледовитого океана, много десятилетий тому назад поставили перед правительством СССР вопрос о необходимости создания флота сверхмощных ледоколов.
«Первенцем» стал ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Он вступил в строй в 1959 году и на протяжении 30 лет обслуживал Северный морской путь. Ныне корабль находится на вечной стоянке в Мурманске.
В семидесятых годах на основе опыта эксплуатации ледокола «Ленин» началось строительство атомных ледоколов проекта 10520 «Арктика». Главными задачами этих ледоколов является обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику. В проекте была заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный крейсер.
От «Арктики» до «50 лет Победы»: атомный кулак России
Головной корабль проекта «Арктика» вступил в строй в 1975 году. Ледокол «Арктика» стал первым судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании.
«50 лет Победы» — крупнейший на сегодняшний день атомный ледокол в мире, является модернизированным проектом. Корабль, строительство которого началось еще в 1989 году, из-за экономических проблем девяностых , был введен в эксплуатацию лишь в 2007 году. Несмотря на это, ледокол отвечает всем современным требованиям.
Впервые в истории арктической навигации «50 лет Победы» совершил сверхпоздний транзитный рейс. 21 декабря 2016 года в Чукотском море, в районе Берингова пролива, атомный ледокол взял под проводку модулевоз «AUDAX», сухогруз «Арктика-1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс продлился две недели и завершился 3 января 2017 года.
25 августа 2017 года «50 лет Победы» завершил в Мурманске рекордный рейс до Северного полюса, в ходе которого вершина Земли была достигнута по воде за трое суток.
В 1989-1990 годах в Финляндии по заказу СССР были построены два ледокола: «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек).
Новое поколение: проект 22220
Ледокольный флот России, доставшийся в наследство от СССР, не имеет аналогов в мире. Однако даже у таких мощных гигантов, как отечественные атомные ледоколы, заканчивается ресурс.
В настоящее время в строю пять атомных ледоколов, но в ближайшие годы три из них подойдут к рубежу ресурса выработки. Для того чтобы сохранить работоспособность ледокольного флота, необходимо провести замену.
Головной ледокол проекта был заложен на Балтийском заводе 5 ноября 2013 года и получил название в честь своего легендарного предшественника: «Арктика».
«Из-за санкций пришлось разрабатывать все самостоятельно»
Новая «Арктика» была спущена на воду 16 июня 2016 года. Проблем с постройкой было немало: сказался и экономический кризис, и политические проблемы. Исполнительный директор Крыловского научного центра Михаил Загородников рассказывал в интервью «Известиям»: «Подобной техники в стране ранее не производилось. На серию атомных ледоколов проекта 22220 планировалось ставить системы электродвижения фирм Converteam и электротехнику ABB и Siеmens. Но из-за санкций нам пришлось разрабатывать всё самостоятельно. Сегодня мы произвели и поставили полный комплект необходимого оборудования для „Арктики“. В перспективе новейшее оборудование составит основу и боевого электрического корабля, что сделает возможным использование оружия на новых физических принципах, когда для выстрела необходимо мгновенное накопление большого объема электроэнергии».
Спуск на воду самого большого в мире атомного ледокола «Арктика»
Спуск на воду самого большого в мире атомного ледокола «Арктика»
Для постройки ледокола целым предприятиям пришлось восстанавливать утраченные технологии. Например, ОАО «Кировский завод» не смогло поставить в 2015 году турбогенераторы, как это предполагалось контрактом. Задержка была связана с тем, что это первые подобные установки за последние 25 лет, изготавливаемые заводом, в связи с чем понадобилась масштабная модернизация производства.
Трудно, но надо
В результате подобных проблем было принято решение о переносе сроков сдачи «Арктики» на полтора года: с декабря 2017 года на 2019.
Спущенная сегодня на воду «Сибирь» — это первый серийный атомный ледокол проекта. Всего их будет два: помимо «Сибири», построят «Урал». Согласно новым срокам «Сибирь» должна вступить в эксплуатацию в 2020 году, «Урал» — в 2021.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Длина этих судов составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 метров. Атомоходы обеспечат проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Скептики поморщатся, увидев, что сроки постройки переносятся. Но надо понимать, что наша страна многие годы вообще не занималась реализацией подобных проектов, которые не имеют аналогов в мире. Приходится и вспоминать хорошо забытое старое, и учиться совершенно новому.