Реальность конца второго десятилетия XXI века такова, что исторические факты порой пасуют перед фейками. Правда зачастую скучна и банальна, в то время как фейки рождают ощущение причастности к чему-то якобы запретному и засекреченному.
Специалисты по полочкам разложили якобы таинственные истории, происходящие в Бермудском треугольнике, что не мешает рождению все новых и новых «сенсаций». У людей, занятых в космической отрасли, никогда не было сомнений в том, что американцы действительно высаживались на Луне. Тем не менее регулярно появляются «сенсационные опровержения» высадки астронавтов на спутнике Земли.
«Плакат от 1940 года»
С политическими событиями ситуация еще хуже. Исторический фейк, процитированный пять-десять раз, объявляется бесспорным фактом, на который начинают активно ссылаться.
80-я годовщина подписания советско-германского пакта о ненападении, или, иначе, «пакта Молотова — Риббентропа» не обошлась без подобной истории.
Виталий Дымарский, главный редактор исторического журнала «Дилетант» и главный редактор «Эха Москвы» в Петербурге на своей странице в Facebook разместил пост, в котором написал: «К юбилею пакта Молотова — Риббентропа. Для тех, кто верит в сказки про "лучше подготовиться к войне", "оттянуть войну" и т. д». К сообщению прилагался плакат художников Кукрыниксов от 1940 года. На нем советский и немецкий летчики пожимают друг другу руки над Лондоном, на который летят авиабомбы. Текст под плакатом гласит: «Назначили народы-братья над вражьим городом свиданье, при каждом их рукопожатьи трещит имперская Британия». Как утверждается, плакат «забытый и старательно изъятый из всех архивов». Но он якобы свидетельствует, что в 1940 году Советский Союз готовился к нападению на Великобританию, и художники уже подготовили агитационные плакаты. Которые впоследствии не понадобились.
Кукрыниксами называли творческое сообщество художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Они были признанными мастерами политической карикатуры, известными во всем мире. Первый их военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» был посвящен нападению гитлеровской Германии на СССР. На нем Гитлер, подло разрывающий договор о ненападении, натыкается на штык солдата Красной армии.
Кукрыниксы в совершенстве владели искусством создания карикатур на злобу дня. Однако в тайны дипломатии их определенно не посвящали. Не мог к ним явиться член Политбюро и заявить: «Товарищи, мы тут собираемся Лондон бомбить, поэтому заранее подготовьте что-либо на эту тему!».
Последний из Кукрыниксов, Николай Соколов, умер в апреле 2000 года в возрасте 96 лет. История с «секретным плакатом» впервые всплыла позднее, вместе с активным развитием интернета и различных графических редакторов.
Чего не знали создатели фейка
Дымарский не первый, кто публикует этот плакат. Однако ни он, ни его предшественники ни разу не ответили на простые вопросы — где хранился «секретный плакат 1940 года», кто его открыл и где сейчас находится оригинал?
Зато есть настоящий плакат Кукрыниксов с похожим текстом, который действительно есть в архивах и который хорошо помнили современники. Вот только датирован он был не 1940, а 1941 годом.
В августе 1941 года, в крайне трудное для Красной армии время, советские ВВС осуществили дерзкую по замыслу и блестящую по исполнению операцию по бомбардировке Берлина. Известный поэт Самуил Маршак написал поэтому поводу строчки: «Назначили народы-братья над вражьим городом свиданье, от этого рукопожатия не поздоровится Германии». Дело в том, что Великобритания к тому времени совершала регулярные налеты на Берлин. Кукрыниксы отразили тему в рисунке, который был опубликован и который нетрудно найти в архивах.
В 1944 году после долгожданного открытия второго фронта плакат вновь был опубликован в несколько переработанном виде, в том числе и с поправкой в тексте — теперь уже речь шла не о том, что «Германии не поздоровится», а о том, что она «трещит». Третья публикация плаката состоялась в 1945 году, непосредственно после капитуляции Третьего Рейха. Для создания фейка была выбрана версия плаката от 1944 года.
Возможно, создатели фальшивки вообще не знали о существовании рисунка Кукрыниксов от 1941 года. Ведь, согласно их версии, художники взяли уже лежавший в архиве плакат и просто поменяли эмблемы на самолетах и слова в тексте. Но тогда непонятно, зачем предприимчивые карикатуристы в первые месяцы войны создали более простой по исполнению рисунок, если у них уже был подходящий? Главный факт заключается в том, что советские бомбежки Берлина были, а советских ударов по Лондону не было. Так что очевидно, чему на самом деле был посвящен реальный плакат Кукрыниксов.
Подмена понятий вместо извинений
Собственно, о том, что история с плакатом — фейк, известно давно. Что не мешает отдельным персонажам вновь и вновь вбрасывать его в информационное пространство как «наглядное доказательство агрессивной сталинской политики».
Некоторые свои ошибки признают. Например, писатель-сатирик Виктор Шендерович, разместивший «секретный плакат Кукрыниксов» вслед за Дымарским, его удалил. А вот сам главный редактор «Дилетанта» на упреки пользователей заявил: «Итак, плакат. Фейк, говорите? Но фейк — это информационный продукт, в котором отсутствует правдивая информация. Авторы же помещенного плаката перерисовали (спародировали) Кукрыниксов, поместив в их форму содержание, ПОЛНОСТЬЮ соответствующее тогдашней внешней политике СССР». Дальше господин Дымарский пускается в пространные рассуждения о внешней политике СССР 1939-1941 годов и делает вывод: «Если плакат и фейк, то только в ответ на фейк о "дипломатическом триумфе СССР". Вот, собственно, почему столько защитников "триумфа" набежало на публикацию нехитрой пародии на Кукрыниксов».
В итоге рисунок, который главным редактором издания, позиционирующегося как историческое, подавался как доказательство неких агрессивных планов СССР, превращается в «нехитрую пародию». Которая, оказывается, не фейк, потому что, по мнению Дымарского, похожа на правду.
«Ромовые бабы» Жданова и мороженщица в ГУЛАГе
Это стало уже печальной традицией — даже тогда, когда историческая фальшивка полностью изобличается, ее адепты продолжают называть белое черным.
Продолжают гулять по интернету и выдаваться за правду «ромовые бабы», которыми якобы объедался в блокадном Ленинграде товарищ Жданов. Тот факт, что Жданов по состоянию своего здоровья не мог их есть и что никаких реальных свидетельств подобных пиров нет, не останавливает «распространителей сенсаций».
Подробно разобранная история гибели Гитлера и Евы Браун, обнаружения их тел, хранения и последующего уничтожения останков спустя четверть века не мешает появляться все новым историями о фюрере, проживавшем в Аргентине.
Недавно директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов в фильме журналиста Юрия Дудя рассказал о страшной судьбе девушки-мороженщицы: «Молодая девушка, которая закончила школу, устроилась продавать мороженое. Стояла в парке с тележкой, встретила одноклассников, обрадовалась встрече, угостила всех мороженым. Решила, что когда будет сдавать деньги, вложит их в кассу. И уже вечером, когда она приехала сдать товар на склад, она не успела рассчитаться за то, что угостила своих бывших одноклассников мороженым. Эту тележку опечатывают, составляется акт — растратчица. И она отправляется на Колыму. И эта история как раз задокументирована». Когда господина Романова попросили процитировать хоть какие-то документы об этой истории, выяснилось, что таковых не существует. Не существует ни имени девушки, ни номера статьи, по которой ее судили, ни названия лагеря, в котором она отбывала срок — нет ничего. Зато это историю сегодня уже используют в качестве доказательства преступлений сталинского режима.
Историческая правда становится жертвой тех, кто заявляет о желании за нее изо всех сил бороться. Парадоксально, но факт.