Губернатор Санкт-Петербурга обнародовал результаты работы правительства не только за прошедший год, но и за последнее пятилетие. В своём выступлении он также сообщил о задачах, которые стоят перед Смольным к 2030 году, опираясь на президентские поручения и пожелания горожан. По словам Александра Беглова, в Северной столице будут добиваться средней заработной платы на уровне 180 тысяч рублей, а также планируют удвоить затраты на инновации в промышленности и в науку.
Самым громким заявлением стало намерение властей к 2030 году увеличить бюджет до 2 трлн рублей. Для этого есть серьёзные основания, а главное — экономический рост и уверенное стремление Петербурга к технологическому лидерству.
Выполнили больше, чем обещали
Он подчеркнул, что уже к концу этого Правительство Петербурга перевыполнит обязательства, взятые пять лет назад.
«По каждому из 4 стратегических направлений — комфортный, умный, социальный и открытый город — мы установили ряд показателей, которых требовалось достичь в 2024 году. На тот момент для многих они казались не очень реалистичными», — напомнил Александр Беглов.
Наиболее явный показатель развития Санкт-Петербурга — городской бюджет. Примечательно, что его объём планировался в 1 триллион рублей, когда город зарабатывал немногим более 500 млрд. Средняя зарплата немного превышала 60 тысяч рублей и должна была вырасти до 100 тысяч. Также Смольный пообещал ввести 189 социальных учреждений и сократить время ответа на обращения горожан до 3 дней. В итоге планы даже перевыполнили.
«Один триллион рублей мы заработали уже в 2022 году. До конца 2024 года будет сдано в общей сложности более 400 школ, детских садов и поликлиник, — констатировал градоначальник. — Средняя заработная плата в этом году также превысит запланированный уровень. Диалог с жителями мы научились вести практически в режиме реального времени».
Крупнейший налогоплательщик страны
В своём выступлении губернатор обратил внимание на то, что обязательства властей выполнены, несмотря на пандемию КОВИД-19 и беспрецедентное давление западных санкций. Он поблагодарил всех горожан, каждого, кто добросовестно трудился и трудится на своём месте.
Глава города напомнил, что доходы бюджета за 5 лет удвоились, при этом налоговые платежи предприятий и организаций выросли в два раза, а неналоговые доходы Петербурга — почти в три раза. По его словам, это дало возможность Правительству Северной столицы приступить к решению многих застарелых проблем мегаполиса. И всё это благодаря мощной поддержке президента Владимира Путина.
«В 2023 году Петербург перечислил в бюджеты всех уровней более 2 трлн рублей. Наш город — один из крупнейших налогоплательщиков страны. Ключевой фактор нашего экономического роста — постоянная поддержка города президентом, — подчеркнул Александр Беглов.
Губернатор выделяет важную роль нацпроектов и федеральных бюджетных кредитов для повышения качества жизни в Петербурге. Вместе с ростом доходов это позволило масштабно вкладываться в развитие города.
Как изменилась городская среда и общественные пространства?
Вместе с ростом доходов города изменился и внешний облик Петербурга: преобразились 40 км береговых линий, особенно береговая линия Финского залива. Теперь в этих местах большие прогулочные зоны и пляжи, при этом максимально сохранили природные особенности каждой территории. За три года Смольный завершит благоустройство выходов к воде. Это Суздальские озёра, строительство 10-километровой зелёной зоны Охта-Оккервиль в Красногвардейском районе. А также финальные штрихи остались на Карповке.
«Исторически набережные в нашем городе в основном были отданы машинам», — напомнил губернатор. — «Мы решили, что выходы к воде, не занятые транспортом, следует отдать людям под зоны отдыха».
Кроме этого, последние годы городские власти позаботились о комфорте петербуржцев и обновили уличное освещение. То, как выглядит вечерний Петербург сегодня — результат крупной пятилетней программы по модернизации наружного освещения. Если говорить цифрами — город стал светлее на 20%, и это ещё не окончательные итоги.
«Мы заменили фонари на более мощные, но энергосберегающие, — подчеркнул Александр Беглов. — Постепенно по рекомендации врачей переводим освещение на лампы „теплого“ спектра. Для здоровья северных жителей это важный фактор. Мы реализуем масштабные программы модернизации систем теплоснабжения и наружного освещения с использованием современных технологий. Внедряем энергосберегающие практики в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве».
Как раз об этом беспокоился президент Владимир Путин, давая поручение повысить энергоэффективность. Город на Неве реализует масштабные программы модернизации систем теплоснабжения и наружного освещения с использованием современных технологий. Внедряет энергосберегающие практики в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Как результат — Петербург в лидерах среди регионов России по энергоэффективности.
В этом году городское правительство собирается ввести 99 объектов: 39 из них будет построено за счет адресной инвестиционной программы, а 60 объектов — за счет внебюджетных средств.
Развитие транспортного каркаса
Глава Петербурга обозначил приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры Петербурга. Так, в новом Генплане есть три точки роста, от которых зависит развитие транспортного каркаса города.
Широтная магистраль скоростного движения вместе с КАД-2 ускорят развитие востока Петербурга, при этом первый этап КАД-2 от трассы М-11 до Мурино разгрузит самый напряженный участок действующей кольцевой.
Новый морской курорт «Горская» и аэродром «Левашово» — точка роста в северо-приморской части города, где запланировали новые магистрали М-32, М-49 от Приморского шоссе до ЗСД и магистрали М-1 — дублёра Приморского шоссе. Этому проекту особое внимание уделил глава государства. По его поручению и в соответствии с решением правительства России Министерство обороны и компания «Газпром» подписали концессионное соглашение о реконструкции аэродрома Левашово в Выборгском районе Петербурга ещё в 2021 году. Инвестиции в строительство составят 10 млрд рублей.
С южной планировочной зоной город будет связывать метрополитен. Александр Беглов подтвердил, что новый участок Кировско-Выборгской линии метро пройдёт через аэропорт Пулково и конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», после чего выйдет к Технологической долине с кампусами ведущих университетов Петербурга и новым жилым кварталам Пушкинского района.
Эпоха возрождения Кронштадта
«Отдельный проект, которым гордится город — возрождение Кронштадта, — заявил губернатор. — По решению нашего Президента там создаётся кластер „Остров Фортов“, посвящённый истории русского флота. Это первая масштабная модернизация Кронштадта — с Петровских времен».
Общий объём инвестиций в проект солидный — около 80 млрд рублей. Здесь уже открыты первые очереди исторического парка. Начал работать Музей военно-морской славы с уникальным объектом — первой советской атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол».
Прошлым летом здесь начал работать современный конгрессно-выставочный центр. Сегодня продолжается реставрация знаменитых фортов «Александр Первый», «Петр Первый» и «Кроншлот». По словам губернатора, в следующем году форты откроются для посещений. Весь кластер «Остров фортов» заработает в полную силу в 2026 году.
Столь же ярко и масштабно преображается и сам Кронштадт, меняется его социальное наполнение. Здесь построят лицей на 550 мест, детский сад на 150 мест, океанариум и кинотеатр. Проектируется транспортно-пешеходная набережная и планируется строительство станцию канатной дороги к форту «Александр I».
И это не всё. Проект развития района предусматривает строительство семи жилых домов не выше четырех этажей. Во встроенных помещениях будет своя социальная инфраструктура: кабинет врача на 80 посещений в смену, детский сад на 50 мест и другое.
«Кронштадт стал очень посещаем. За прошлый год он принял 3 миллиона 300 тысяч человек. Это сопоставимо с Царским Селом и Исаакиевским собором», — подчеркнул Александр Беглов.
Район стал мощной точкой притяжения туристов, буквально паломничество наблюдается в сторону острова Фортов, острова Котлин, поэтому городское правительство усиленно налаживает транспортную доступность. Всего на острове Котлин реализуют 7 дорожных проектов общей протяженностью 11,5 километров. В 2024 году завершат основные строительно-монтажные работы на 4 объектах улично-дорожной сети Кронштадтского района.