Предприятия авиастроительной и космической отрасли определяют направление промышленной политики России. Они необходимы для создания новых цепочек кооперации и возвращения страны в космическую гонку. Так объяснили эксперты aif.ru рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Самару.
Мишустин побывал на двух закрытых предприятиях в Самаре. В «ОДК-Кузнецов» премьер осмотрел цех по производству шестерен и агрегатов, побывал в цехе сборки больших и малых газотурбинных двигателей для авиации и наземного использования. Далее главе правительства продемонстрировали стенд, где испытывают гигантские двигатели. В РКЦ «Прогресс» Мишустин оценил возможности цеха сборки и испытаний ракетоносителей «Союз-2» и «Союз-5».
На предприятии начали выпускать двигатель ПД-14 для среднемагистрального авиалайнера МС-21. В 2025 году завод планирует передать самолётостроителям 14 таких двигателей. Летные испытания сейчас проходит полностью отечественный двигатель ПД-8 для «Суперджетов». Аппаратами, которые выпускают в Самаре, оснащены самолёты Объединённой авиастроительной корпорации, линейка вертолётов «Ми» и КБ «Камова». А космические ракеты «Союз», выпускаемые РКЦ «Прогресс», используют для пилотируемых и грузовых отечественных космических пусков. Как раз с помощью такого ракетоносителя запущен в августе спутник «Луна-25».
Во время осмотра стендов «ОДК-Кузнецова» Мишустин заявил, что необходимо повысить использование в авиастроении собственных высоких технологий, и дал соответствующее поручение двум ведомствам.
«Надо думать о квотах, — сказал Мишустин. — Возможно, сейчас решения нет, даже до 50% стимулировать, чтобы применяли наши двигатели. Минпромторг и Минэнерго на сегодняшний день получили от меня задание. Мы говорили о таком подходе. Необходимо наращивать применение наших высокотехнологичных решений.
Газотурбинное двигателестроение — одна из сложных высокотехнологичных отраслей, наряду с космической и атомной, в которой РФ обладает компетенциями. Это большое завоевание. Важно продолжать вкладываться в новые разработки, в том числе научно- конструкторские разработки, повышать спрос. Люди должны понимать, что в нашей стране найдутся решения, которые заменят зарубежные аналоги».
Премьер напомнил, что в мире есть только несколько стран, которые по полному циклу создают современные двигатели — Россия, США, Великобритания и Франция.
Предприятия со сложной высокотехнологичной финальной продукцией — неизменные лидеры при создании цепочек кооперации, а это необходимо нашей экономике, которая находится в стадии перестройки, объясняет экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
«Важно понимание того, как и куда движется промышленная политика. Сейчас происходит трансформация российской экономики, и такого рода высокотехнологичные комплексы являются локомотивами», — пояснил он.
По словам Масленникова, рабочая поездка Мишустина в Самару — это продолжение серии визитов на предприятия авиакосмической отрасли, которая началась еще в 2021 году.
«У премьер-министра инженерное образование, и такие площадки интересны ему с профессиональной точки зрения», — добавил эксперт.
Предприятия авиакосмической отрасли находятся в приоритете, особенно после возвращения России в гонку космических технологий после запуска спутника «Луна-25», поездка Мишустина это еще раз показала, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
«Это промышленные предприятия, связанные с разработкой сложных технологий и продуктов, — объяснил эксперт. — Они дают определенные треки, которые используются в гражданских отраслях. Например, из космической отрасли пришел опыт применения композитных материалов, системы автопилотов. Современное космическое производство — элемент защиты нашей страны. Так, разработка современных сверхзвуковых ракет требует очень сложных решений — композитные материалы, двигателестроение — это наш щит и помощь военным».