Примерное время чтения: 11 минут
209

Чудесное спасение мальчика и целого самолета. Чем нам запомнился 2019 год?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Чем запомнится уходящий год? 25/12/2019
Самолёт, севший на кукурузное поле возле подмосковного аэродрома «Жуковский», пришлось разрезать гидравлическими ножницами и вывозить с поля частями.
Самолёт, севший на кукурузное поле возле подмосковного аэродрома «Жуковский», пришлось разрезать гидравлическими ножницами и вывозить с поля частями. www.globallookpress.com

Владимир Путин, отвечая на вопрос, что для него было самым важным в уходящем году, заметил: «2019 год для России был трудовым». А мы добавим: не только трудовым, но и трудным, порой трагичным, порой дарящим надежду. Мы решили вспомнить самые яркие события и героев 2019-го.

Как дела у Вани Фокина?

31 декабря 2018 г. в 6.00 в Магнитогорске прогремел взрыв. Обрушился подъезд 10-этажного дома. Официальная версия — взрыв бытового газа. Смогли ли выяснить истинную причину трагедии и как сегодня живёт малыш Ваня Фокин, за спасением которого тогда следила вся страна?

На недавний запрос «АиФ» в Следственном комитете ответили так: «Вся допустимая информация о расследовании уголовного дела опубликована на сайте СК РФ. В связи с тем, что предварительное следствие продолжается, предоставление дополнительной информации противоречит ст. 161 УПК РФ».

Что пережили Магнитогорск и область за это время? Во-первых, отставку губернатора Бориса Дубровского, который сам родом из Магнитки и провёл на завалах и в штабе несколько дней новогодних каникул. Во-вторых, спекулятивный скачок цен на недвижимость в городе: квартиры дорожали на 100 тыс. за сутки — ведь жильё для пострадавших покупали за счёт государства. Однако к весне ажиотаж спал.

Спасённый из-под завалов Ваня Фокин (напомним: 10-месячный малыш провёл на морозе 36 часов, ему грозила ампутация ноги) растёт и развивается. В октябре его мама Ольга написала: «Пошёл! Потихоньку, но сам!» — и выложила видео, на котором Ваня делает пусть робкие, но шаги. «Пока ещё неправильно ставится стопа при ходьбе, но, даст Бог, нервы восстановятся. Есть ещё участки без волос на голове после синдрома длительного сдавливания. Для восстановления нужны время и терпение. Проходим курсы реабилитации. Ваня ходит и бегает, когда держится за ручку. Любит ходить по лестнице, катать машинки, говорит пока немного. В целом всё хорошо», — объясняла она. Теперь же, по её словам, Ваня бегает так, что его не догнать. 

А на стенах дома 164 по проспекту Карла Маркса нарисовали 39 птиц и облаков — по числу погибших в трагедии. Рядом разбили сквер. Жильцы тогда собирали подписи за снос всего дома, однако местные чиновники целиком его расселять не хотели: мол, бюджету не потянуть. В итоге в ситуацию вынужден был вмешаться президент. Теперь дом разделён надвое (из-за угрозы обрушения пришлось снести и соседний подъезд). «7-й и 8-й подъезды демонтированы и полностью расселены. Из остальных подъездов все желающие переехали. Но некоторые остались», — рассказал мэр Магнитогорска Сергей Бердников. На переселение было выделено 900 млн руб. из разных источников.

Куда летают «севшие в кукурузе»?

Весь август с экранов ТВ не сходил экипаж авиалайнера Airbus А321-211 «Уральских авиалиний». Лётчикам Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину удалось тогда посадить самолёт, столкнувшийся при взлёте со стаей чаек, с полными топливными баками на кукурузное поле. Никто из 226 пассажиров и 7 членов экипажа не погиб.

Юсупову и Мурзину присвоили звание Героев России, а бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина, Яна Ягодина и Алия Слякаева были награждены орденом Мужества и знаком «Отличник воздушного транспорта». Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил всем членам экипажа ключи от новых квартир.

Сегодня жизнь экипажа вошла в рабочее русло. Вопреки слухам о том, что Юсупов принял предложение от зарубежной авиакомпании, командир, как и все члены экипажа, продолжает работать в «Уральских авиалиниях».

«После ЧП в Подмосковье ребята ни разу не летали вместе, так как в авиации нет слётанных, единых экипажей, — говорит официальный представитель компании „Уральские авиалинии“ Вера Гасникова. — Несколько месяцев после инцидента Дамир Юсупов не представлялся, так как пассажиры слишком бурно реагировали на его имя. Когда ажиотаж немного спал, Юсупов снова стал называть своё имя пассажирам.

Сейчас все члены экипажа нормально летают. Неожиданно свалившаяся на них слава им не мешает. Что касается подаренных губернатором квартир в Екатеринбурге, то сам Юсупов никуда из Полевского переезжать не собирается: рядом живут родители жены, дети ходят в садик и школу поблизости. Самыми волнительными событиями, по словам Юсупова, для него была встреча с Президентом РФ в Кремле, участие в церемонии награждения лучших волонтёров в Сочи и поездка на Байконур».

Летом 2019 г. авиакомпания выпустила футболки с фразой «Идём правее на солнце вдоль рядов кукурузы». Партию в несколько сотен штук распродали за два дня. Но дальше эксплуатировать эту тему авиакомпания не собирается.

Вернулась ли вода в Волгу и Дон?

В мае соцсети и СМИ облетели фото: из обмелевшей Волги торчат острова песка, вода долеко отошла от берегов. Страдали от маловодья и другие крупные реки.

Из-за нехватки воды навигация по главным рекам европейской части России — Волге и Дону — завершилась раньше обычного. В конце ноября восточный ветер «согнал» воду не только с Дона, но и с Азовского моря, из-за чего обнажилось морское дно на десятки километров. К началу декабря ситуация восстановилась, но, по мнению научного руководителя Южного научного центра РАН академика Геннадия Матишова, прогнозировать дальнейшее развитие событий трудно: «В России мы наблюдаем маловодье на Волге, Байкале. На Дону маловодный цикл продолжается более 10 лет. Это связано с климатическими изменениями. Чтобы спрогнозировать, сколько ещё это продлится, необходимы исследования и сбор данных за 100–200 лет (температура, скорость и направление ветра, влажность и пр.). ЮНЦ РАН проводит регулярные сезонные океанографические и гидробиологические съёмки от Ростова-на-Дону до Керченского пролива. Наши исследования показывают, что маловодье может продлиться не один год», — подчёркивает Матишов.

По его словам, маловодье негативно влияет на состояние биоресурсов, развитие сельского хозяйства, качество воды. Это влечёт и долгосрочные последствия, связанные с «наступлением» с юга черноморской солёной воды и чужеродных биологических видов. Маловодье и промысловая нагрузка (перевылов) уже привели к перестройке экосистемы Азовского моря и снижению его рыбопродуктивности. «Для возрождения рыбных ресурсов нужны мощные рыборазводные заводы. Необходимо развивать аквакультуру, как это делают во всём мире. В Китае, к примеру, так выращивают 20 млн т продукции в год, в Норвегии — 1,25 млн т сёмги, а у нас в стране лишь 240 тыс. т рыбы», — говорит Матишов.

Смогут ли восстановить леса?

По данным замглавы Рослесхоза Николая Кротова, ущерб от лесных пожаров, бушевавших летом в Иркутской обл., Якутии, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, составил 14,4 млрд руб. Выгорело 63,8 тыс. га лесных насаждений, при этом площадь лесовосстановления — 1049,7 тыс. га.

Власти уверяют, что все уроки из этой экологической трагедии извлечены. В бюджет-2020 на охрану, восстановление лесов и тушение лесных пожаров заложено 27 млрд руб. Однако депутат Госдумы Михаил Щапов предлагает добавить ещё 53 млрд руб. «И экспертами, и профильными депутатами, и чиновниками признано, что денег на охрану и тушение лесных пожаров не хватает катастрофически, — говорит Щапов. — Каждый год площадь пожаров увеличивается, но власти предлагают косметические меры, которые ситуацию не изменят.

Проблему нужно решать полной реформой отношений в лесной сфере. Во-первых, необходимо вернуть все полномочия по охране лесов и тушению пожаров на федеральный уровень, чтобы был один ответственный за эту отрасль. Во-вторых, кратно увеличить затраты на сохранение лесов. Сейчас денег не хватает буквально на всё. Штат инспекторов укомплектован на 50%, они получают нищенские зарплаты. Поэтому сложно ждать от них эффективной борьбы с „чёрными лесорубами“. В пожароопасный период не хватает средств на технику, ГСМ, расходные материалы, не хватает лесопожарных служб, что приводит к постоянному росту площади пожаров. Чтобы разом решить все эти проблемы, предлагаю увеличить финансирование лесной отрасли до нормативных показателей на уровне 80 млрд руб. в год».

Какую тайну унёс «Лошарик»?

Самая громкая трагедия года в Вооружённых силах произошла в июле — 14 моряков погибли на научно-исследовательском глубоководном аппарате АС-31 на Северном флоте.

По официальным данным, 1 июля на АС-31 в российских территориальных водах Баренцева моря начался пожар. Погиб экипаж лодки, состоящий из одних офицеров. Среди них — 7 капитанов 1-го ранга и два Героя России. На флоте АС-31 звали «Лошариком». Прочный корпус лодки состоит из цепи связанных между собой титановых сфер, что породило у разработчиков и моряков ассоциации с персонажем известного советского мультфильма. Носитель «Лошарика» — подводная лодка БС-64 «Подмосковье».

О трагедии высказались первые лица страны, все погибшие получили награды, а их семьи — компенсации. Ясности это, однако, не прибавило. Последнее, что стало известно, — на АС-31 незадолго до трагедии были установлены новые аккумуляторы. При стыковке аппарата с материнской подводной лодкой в отсеках возникло задымление. Экипаж эвакуировал на «Подмосковье» неустановленное количество гражданских специалистов (чем они занимались на АС-31, неизвестно), задраил люк и начал борьбу за живучесть лодки. Как она шла, уже никто не расскажет — все свидетели погибли. Предположительная причина — взрыв. По мнению экспертов, шансов выжить у экипажа практически не было: дым от горящей кабельной оплётки способен вывести человека из строя за секунды.

Кто победил: храм или сквер?

Храм святой Екатерины стал в Екатеринбурге яблоком раздора ещё в 2010 г., когда Екатеринбургская епархия заявила о намерении восстановить его на историческом месте — площади Труда.

Тогда городские власти, предвидя негодование горожан, отказали в выделении места под строительство. А в 2018 г. градостроительный совет согласовал проект, который отводил место храму в сквере возле Театра драмы. Весной в сквере появился забор, огораживающий место будущего строительства. Уже к вечеру туда стали стягиваться защитники сквера, ночью они обрушили забор, произошла стычка с крепкими мужчинами, называвшими себя защитниками храма.

Противостояние продолжалось не одну неделю, «сквер у Драмы» стал точкой единения жителей города. В итоге власти инициировали общегородской опрос по выбору места для строительства храма святой Екатерины. В опросе, который провели в октябре, приняли участие 97 тыс. человек. Победила площадка приборостроительного завода — 56 тыс. голосов. Так была поставлена точка в многолетнем споре, а ещё отработан механизм разрешения подобных споров и активного вовлечения горожан в принятие градостроительных планов. «Мы написали новую историю мегаполиса вместе с горожанами, — сказал глава Екатеринбурга Александр Высокинский. — Был найден тот легитимный инструментарий, благодаря которому граждане могут сами выбирать пути развития территорий. Это был совершенно новый формат как для участников, так и для организаторов».

Нужно ли было повышать НДС?

1 января 2019 г. НДС — налог, включённый в цену подавляющего большинства товаров и услуг — вырос с 18 до 20%. Бюджет уже получил 600 млрд руб. дополнительных доходов. Выиграла ли экономика в целом, получив эти средства?

Продукция, продаваемая с увеличенным налогом, мгновенно начала дорожать. Но импульс, который получили цены, длился недолго. Максимального значения инфляция достигла в марте — плюс 5,3% к мартовскому уровню 2018 г., а затем пошла на спад. Аналитики Банка России ожидают, что итоговый результат-2019 составит всего 3,2–3,7%. И вклад выросшего НДС тоже будет меньше, чем прогнозировалось: 0,6–0,7 процентного пункта вместо 1,5%. Но можно ли назвать это достижением? Вряд ли.

«В том, что инфляция быстро выдохлась, заслуги правительства нет. Это следствие застоя в экономике, — считает директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. — А повышенный НДС застой усугубил. Ведь с помощью этого налога у компаний и потребителей изъяли огромные суммы, которые они могли бы потратить на новые проекты и покупки. И без того низкий потребительский спрос стал ещё ниже. А собранные налоги в экономику не вернулись, так как правительство не успело израсходовать из бюджета 1 трлн руб.

Самым болезненным повышение НДС стало для обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок. В условиях слабого спроса поднять свои цены пропорционально росту налога они не могли и потеряли миллиарды рублей. В то же время за счёт разных льгот фактическая налоговая нагрузка на сырьевые отрасли в целом оказалась на 1 трлн руб. меньше, чем могла бы быть. Почти каждый второй баррель нефти, добытой в России, субсидируется государством. В итоге нефтяники получили субсидий больше, чем сами отдали в бюджет через повышенный НДС».

Компания Vygon Consulting посчитала: если бы государство ликвидировало все льготы, предоставленные всем сырьевикам, можно было бы обойтись и без повышения пенсионного возраста, и без поднятия НДС. «Это большая ошибка, — уверен Буклемишев. — Но правительство её признавать не хочет. Так что снижения НДС ожидать не стоит».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах