Ролики большинства партий, посвященные грядущим выборам в Госдуму, в основном получились неинтересными и незапоминающимися. Эксперты говорят о том, что этот вид агитации постепенно уходит в историю. Впрочем, некоторым партиям ролики все же удались.
«Годы идут, агитация не меняется»
До выборов в Госдуму осталось чуть больше недели, и телевизоры в домах россиян заполонила предвыборная реклама. Разные партии в своих агитационных роликах сулят гражданам богатство и процветание в случае своей победы, яростно критикуют власти и обещают исправить все недостатки в стране. Однако пока особого впечатления на избирателей этот поток обещаний не производит. Рейтинги правящей партии растут с конца августа, у остальных — в лучшем случае стагнация.
Пока телевизионная агитация в массе своей не смогла увлечь зрителя, считают эксперты. «Скучновато, назойливо, топорно. Очень много откровенной демагогии и популизма, — так оценивает нынешние агитационные видео большинства партий политолог Олег Матвейчев. — Отсюда мнение, что ролики — реликт, пережиток 1990-х. Конечно, очень сложно такой пресной работой привлечь избирателя на участки голосовать за тебя. И дело тут не в том, что технология ушла в прошлое. Дело в отсутствии свежести, новых идей, креатива. Ничего нового эти работы просто не могут предложить».
Действительно, есть проблема с тем, что в стране уже успело вырасти целое поколение, которое предвыборные ролики вообще не смотрит, говорит политолог Павел Данилин. «Вся эта агитация проходит мимо них. Чтобы захватывать и эту аудиторию, ролики должны быть вирусными. Они должны цеплять, нравиться, их должны репостить в соцсетях. А этого не происходит, потому что ничего свежего, яркого, креативного в них просто нет», — объясняет эксперт. В качестве примера он приводит ролик про «геев на передержке», который ярко сверкнул во время кампании 2018 года.
В целом ролики мало изменились с 1990-х годов, считает Данилин. Одни и те же тезисы, лозунги, критика, обещания. «Но креативу взяться просто неоткуда. Посмотрите на руководство ведущих оппозиционных партий. Там сидят люди сильно за 60, порой за 70. Не найти там креативной молодежи. Неоткуда взяться и драйву. В итоге вся эта предвыборная агитация работает только на лояльную аудиторию, которая и так будет голосовать за эти партии. А вот нейтрального зрителя она, увы, привлечь не может», — констатирует эксперт.
Сильная пятерка
Среди всех парламентских партий лучше всего агитационные ролики удались «Единой России» (ЕР), отмечают эксперты. Они ёмкие, понятные, убедительные. Впрочем, у этой партии есть сильный козырь, вокруг которого ролики чаще всего и построены: первая пятерка списка партии.
«Если у вас в роликах показывают людей, которые входят в первую пятерку по уровню доверия населения по опросам (Лавров и Шойгу. — прим. АиФ.ru), то это, конечно, не может не работать. У других партий и близко нет людей, которые могли бы соперничать по популярности с министром обороны и главой МИД. Поэтому, конечно, их участие в агитационной кампании — это сильный плюс для ЕР в целом», — говорит Олег Матвейчев. «Эти два человека кроют всех оппозиционных кандидатов с огромным отрывом», — согласен с коллегой Павел Данилин.
Главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко тоже уже успел запомниться гражданам самоотверженной борьбой с пандемией коронавируса и вызывает исключительно позитивную реакцию. А две дамы из первой пятерки ЕР — уполномоченная при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова и директор центра для одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева — удачно дополняют мужскую компанию и в то же время тоже очень позитивно воспринимаются гражданами из-за своей социальной работы с детьми, отмечает Данилин.
Как итог предвыборные ролики ЕР выглядят спокойнее на фоне продукции конкурентов. В них говорится о конкретных делах, об ответственности перед избирателями за ту работу, что уже проделана. Бросается в глаза уважительный тон, отсутствие «воды» и невыполнимых обещаний. «Страна — это люди», — подобные фразы бьют, что называется, в самую точку. Нельзя не отметить и высокий профессиональный уровень, на котором сделана такая агитация: четкий видеоряд, гармоничный фон, грамотно подобранные образы.
В целом эти ролики дадут больше эффекта, чем агитационные потуги других партий, считают эксперты. Оппозиции же нужно срочно искать путь к сердцу избирателя. Потому что, если все останется как есть, добиться успеха на выборах будет трудно.