«Если кто-то хочет работать по накатанной, не напрягаясь, то лучше сразу уйти. С такими настроениями лучше к снаряду не подходить», — сказал Путин. В регионах уже третий год идёт активное обновление губернаторских кадров. «К снаряду» отправились так называемые молодые технократы.
На днях Институт актуальной экономики совместно с общественной организацией «Новая Россия» выпустили аналитический доклад «Губернаторы-технократы: итоги правления „эффективных менеджеров“ в российских регионах». Точкой отсчёта аналитики взяли назначение в 2016 году 30-летнего Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. Были отобраны 10 губернаторов, которые являются наиболее «медийными» — то есть чаще всего оказываются в поле зрения СМИ и управляют регионами с большим количеством накопившихся социально-экономических проблем.
АиФ.ru попросил директора Института актуальной экономики Никиту Исаева рассказать о том, как, по мнению аналитиков, справляются с этими проблемами молодые губернаторы.
Екатерина Барова, АиФ.ru: Почему, на ваш взгляд, обновлять кадры начали именно с регионального уровня?
Никита Исаев: Работа губернаторов с начала 2000-х годов сильно осложнена нехваткой собственных средств в регионах: более половины всех налоговых сборов уходит в федеральный бюджет, а региональные власти вынуждены ждать из него субсидий и дотаций. Проявлять инициативу и заниматься развитием региона в подобных условиях непросто, но возможно. Лучше всего качество их работы иллюстрирует отношение людей. Согласно исследованиям «Левада-центра», в разгар кризиса 2014 года начался резкий спад доверия россиян к губернаторскому корпусу: если в октябре 2014 года действия губернаторов не одобряло 30% населения, то к марту 2016 года было уже 49% недовольных. Люди не видели даже малейших попыток со стороны региональных властей хоть как-то смягчить кризисную ситуацию. И ответом на запросы населения стала массовая смена губернаторов. Иначе и быть не могло: сохранить доверие к действующей федеральной власти можно было только путём отставки прежних руководителей и назначения новых молодых «губернаторов-технократов».
Люди хотели перемен и им дали молодых специалистов, которые не успели впитать советскую закостенелость и бандитские подходы 90-х. Череда назначений молодых технократов и стала самым одним из ярких моментов политической жизни страны за последние несколько лет.
— По каким критериям вы оценивали работу новых губернаторов? И почему остановились именно на «молодых технократах»?
— Новых губернаторов обрели 30 регионов, однако оценивать их всех одинаково нельзя: многие заняли свои посты недавно и просто не успели как-то себя проявить. Поэтому мы выбрали десятку наиболее ярких губернаторов, которые уже успели начать работу если не в статусе губернатора, то хотя бы в качестве врио в наиболее непростых регионах. Под пристальное внимание попали как объективные социально-экономические показатели, так и взаимоотношение с элитами, готовность вести диалог с экспертным сообществом, забота о социальной сфере. Голые цифры не способны показать всю картину в регионе. К тому же численные показатели могут задерживаться: если в регионе есть хорошо поставленная промышленность, то даже с самым бездарным губернатором некоторое время она будет показывать рост, и наоборот.
Первые выводы можно делать уже спустя 100 дней после назначения на должность. А, например, тот же Антон Алиханов возглавил Калининградскую область в 2016 году. Многие застали подготовку к ЧМ по футболу и по-разному себя проявили. А впереди — реализация очень дорогих нацпроектов. Так что сейчас самое время для оценки трудов молодых технократов.
— Кого из вашего списка можно отнести к успешным управленцам?
— Важнейшее достижение для «молодого технократа» — смена старой неэффективной модели управления. И в этом больше всех преуспел Глеб Никитин из Нижегородской области. Он один из немногих глав регионов, кто действительно открыт к диалогу с экспертным сообществом и готов выслушивать и принимать во внимание мнение специалистов. Пока что большинство других губернаторов демонстрируют прежнюю закрытость. В Нижегородской области, к тому же, неплохие показатели промышленности: ВРП в прошлом году вырос примерно на 2%, объём инвестиций в основной капитал предприятий области за 9 месяцев 2018 года вырос на 106% по равнению с аналогичным периодом прошлого года, а прибыль предприятий увеличилась на 11,5% за тот же период. Применяются Никитиным и новые практики развития региона. В январе 2019 года был создан институт инвестиционных уполномоченных. Но это не значит, что в области все идеально. В Нижнем Новгороде немало вопросов вызывает переход на одноглавую модель управления без прямых выборов мэра, не решены полностью проблемы с самоуправством местных энергосбытовых предприятий.
А если смотреть на регион, как на большой бизнес-проект, то тогда в лидерах окажется губернатор Орловской области Андрей Клычков. При нём Орловская область в рейтинге Агентства стратегических инициатив поднялась с 48 на 27 место, была подана и одобрена заявка на создание территории опережающего развития в моногороде Мценске, был заключен первый в России специнвестконтракт и прочее. И несмотря на то, что сейчас экономическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего, перспективы развития есть. А вот на социальную сферу и медицину в особенности Клычкову стоило бы обратить побольше внимания.
— Кто в аутсайдерах?
— На мой взгляд, не оправдал ожиданий Александр Бурков из Омской области. Даже затрудняюсь найти положительные моменты. Разве что дорогу в центре Омска отремонтировали. При Буркове окончательно поставили крест на строительстве метрополитена, реконструкция аэропорта и строительство Красногорского гидроузла так и остались на бумаге, попытка решить проблему обманутых дольщиков, предлагая льготное подключение к сетям домов высокой степени готовности, успехом не увенчалась: в городе по-прежнему насчитывается 29 проблемных объектов. Александр Бурков — мастер невыполнения обещаний. Особенно по части строительства.
В эту же категорию аутсайдеров можно отнести, например, Андрея Никитина из Новгородской области. Он в Новгороде начал с правильных действий: пообещал сократить чиновничий аппарат и госдолг. Но потом скатился в рутину, закрылся от критики и оставил всё по-старому.
— Те губернаторы, которые оказались в середине вашего рейтинга, что из себя представляют?
— Пермский край, где руководит Максим Решетников, впал в спячку. Да, в регион приходят новые технологии, расширяется покрытие Интернетом, а сам Решетников находится на хорошем счету у федеральных властей. Но промышленность не развивается, стагнирует, а сектор малого и среднего бизнеса и вовсе практически отсутствует. Виктор Томенко из Алтайского края — тёмная лошадка. Он пришёл из бизнеса и раньше не был публичной фигурой. Его бизнес-подходы могут сработать. Посмотрим... А Дмитрий Миронов из Ярославской области — и вовсе «губернатор-призрак». Он с самого начала не отличался особой публичностью. А после скандала с ввозом чужого мусора, окончательно пропал из повестки. Так что сейчас все успехи и промахи население связывает с фамилией председателя правительства Степененко и его зама Колесова. За несколько лет «за штурвалом» команде Миронова удалось потеснить местные элиты, но до «армейского» порядка так и не дожали. В результате — непрекращающиеся войны местных с приезжими, местных с местными, приезжих с приезжими. Чувствуется отсутствие единого центра принятия решений, что сказывается на качестве жизни населения.
— Все «технократы» работают по-новому?
— Нет. Взять, к примеру, Андрея Травникова из Новосибирской области. Здорово, что он принялся за развитие проекта «Академгородок 2.0». Наука и высокие технологии, безусловно, полезны и отвечают на современные вызовы. Но этот проект оказался скорее лишь ширмой, создающей иллюзию современного и деятельного губернатора-технократа. Вся Новосибирская область не укладывается в формат «Академгородка», она намного больше и разнообразнее. Результат таков: в отсутствие ярких реформ реальные доходы населения в Новосибирской области за 10 месяцев 2018 года снизились на 1,5%. Сибиряки не особо тепло приняли нового губернатора. Поэтому для сохранения должности после выборов ему пришлось в жесткой форме зачищать всё политическое поле. На мой взгляд, никаких задач перед ним не существует, кроме успокоения населения, напряженного деятельностью предыдущих губернаторов Городецкого и Толоконского, ушедших с уголовными делами, и продвижения крупных бизнес-интересов групп влияния: строительство четвертого моста и развитие метро.
Антон Алиханов в Калининградской области также, на мой взгляд, не реализовал свой потенциал. На момент назначения он был самым молодым губернатором в России, и выдавал одну идею модернизации экономики области за другой. Но по прошествии времени выяснилось, что главное его достоинство — это обширная поддержка федерального центра, ведь из него делали символа губернатора нового поколения! Ради него во всей стране подняли акцизы на топливо, чтобы завершить строительство трассы «Приморское кольцо», ему выделили деньги на строительство стадиона, который после ЧМ и не используется, выделили деньги на содержание этого стадиона. Но практически все самостоятельные проекты по привлечению крупных инвесторов в регион были провалены, программа приватизации также не блещет результатами, контроль за выполнением обязательств таков, что в результате область получила штраф на 455 млн. рублей за срыв строительства школы. Так чем такой губернатор лучше прежних? Молодостью? Едва ли жители региона готовы принять подобный аргумент.