Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров объявил 31 декабря выходным днем в регионе. Такое решение глава края принял по результатам опроса населения, который он устроил на своей странице в Instagram.
В последнее время руководители субъектов все активнее стали прибегать к формату общения с жителями посредством соцсетей. Губернаторы освещают в них свою деятельность, отвечают на комментарии пользователей, принимают решения по итогам обратной связи. Также они самыми разными способами способствуют тому, чтобы их подчиненные и региональные чиновники были максимально активны в социальных сетях. В частности, глава Ленинградской области Александр Дрозденко спустя год после того, как сам создал страницу в Instagram, потребовал от всех глав администраций первого и второго уровней к 1 января 2020 года завести открытые страницы в соцсетях.
В рейтинге самых цитируемых губернаторов-блогеров в марте 2019 года лидирующую позицию занимал глава Чечни Рамзан Кадыров. В пятерке представителей региональных властей, успешных в блогосфере, также оказались мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава Московской области Андрей Воробьев и глава Челябинской области Алексей Текслер.
Политолог Дмитрий Фетисов поделился с АиФ.ru мнением о том, почему губернаторы стали массово заводить страницы в соцсетях, кто наиболее успешно общается с населением в интернете и как сами жители относятся к подобному формату взаимодействия с властью.
Откуда пошел тренд на ведение губернаторами соцсетей?
По мнению Фетисова, задачу наиболее активно общаться с населением перед губернаторами ставят федеральные власти. «Тренд спущен непосредственно сверху в связи с падением рейтинга институтов власти. Этого никто не скрывает, федеральный центр призывает глав субъектов больше общаться с жителями в целом. Соцсети становятся одним из таких инструментов», — говорит политолог.
В апреле 2019 года первый замглавы Администрации президента РФ Сергей Кириенко заявил, что разрыв между людьми и чиновниками является одной из главных проблем России. «Важнейшая вещь на сегодняшний день — это как раз способность разговаривать с людьми, потому что важнейший запрос у людей к власти — это сокращение дистанции», — сказал Кириенко (цитата по «Интерфаксу»).
В каких случаях страницы глав регионов успешны у населения?
Фетисов говорит, что у некоторых глав регионов получается выстроить обратную связь с жителями, кому-то это не удается. «Тот же Владимиров очень долго подходил к этому вопросу, зато, когда пришел в соцсети, можно сказать, взорвал это поле. У него яркий, живой Instagram, интересные ролики. Был хороший пример — Александр Жилкин, бывший губернатор Астраханской области. У него были самые эффективные аккаунты в соцсетях за последние лет 10. Когда Жилкин завел Twitter, к нему могли обращаться жители с теми или иными вопросами, и он мог тут же отдать поручение кому-нибудь из профильных чиновников, а потом контролировал исполнение. Такая практика оказалась эффективной», — считает эксперт.
Политолог отмечает, что сейчас действующие главы субъектов страны не используют подобный опыт, а большинство аккаунтов губернаторов неинтересны и не особо полезны пользователям. «Сейчас, как правило, у таких страниц формат больше информационный. Некоторые преподносят информацию интересно и ярко, как Владимир Владимиров, Айсен Николаев (глава Республики Саха), Радий Хабиров (глава Республики Башкортостан). Они отвечают на комментарии, получают обратную связь, поэтому их соцсети будут жить. Единицы ведут аккаунты креативно, чтобы в том числе привлечь молодежь и СМИ. Большая часть губернаторов делает это для галочки, для формальности. Их записи в соцсетях скучны и банальны», — заявляет Фетисов.
Чем рискуют губернаторы, которые формально относятся к ведению соцсетей?
Фетисов говорит, что вовлеченность глав регионов в онлайн-общение с гражданами не зависит от их возраста и степени владения современными средствами коммуникации. «Человек либо понимает все выгоды такого формата общения, либо нет. Он либо готов говорить с молодежью более простым языком, вести соцсети ярко, чтобы заинтересовать журналистов, политически рисковать, либо нет», — утверждает политолог.
По мнению Дмитрия Фетисова, губернаторы, которые формально подходят к ведению аккаунтов, могут столкнуться с тем, что соцсети будут работать против них. «Установка федерального центра прийти в соцсети у многих на местах оказалась непродуманной. В будущем, когда люди поймут, что их игнорируют, это может вызвать у них раздражение. Такой случай произошел с Денисом Паслером, когда он занял пост врио губернатора Оренбурга. Его страницу закидали комментариями, но ответов не было. Пресс-служба была вынуждена закрыть комментарии. Потом он ситуацию стабилизировал, но это была некрасивая история», — говорит эксперт.
Удобен ли формат онлайн-общения для населения?
Фетисов говорит, что некоторые губернаторы предпочитают общаться с жителями региона вживую, а не посредством соцсетей, и такое взаимодействие тоже оказывается успешным. «Некоторые губернаторы самостоятельно ездят по области и общаются с людьми. Тот же Владимиров часто совершает поездки. В Орловской области бывший глава Вадим Потомский тоже так поступал. Зачастую это работает лучше соцсетей, когда жители видят, что глава региона не боится людей, приезжает пообщаться, получить оценку ситуации из первых уст и своими глазами увидеть проблемы, которые есть на местах», — считает эксперт.
По мнению политолога, населению ближе личный контакт с главой субъекта, чем опосредованный интернетом. «Большинство людей не верят, что глава региона может самостоятельно вести свою страницу в соцсетях. И это так: как правило, этим занимается пресс-служба губернатора, поэтому обратная связь становится абсолютно нерабочей. Единицы сами ведут свои соцсети, как упомянутый Жилкин и нынешний глава Карелии Артур Парфенчиков», — говорит Фетисов.