Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Инфографика
Кабмин выделил деньги на строительство ледокола следующего поколения «Лидер». Всего до 2027 года будет потрачено 127,577 млрд рублей. Соответствующее постановление № 11 от 15 января 2020 года за подписью Дмитрия Медведева было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Ледоколы проекта 10510 предназначены для того, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Планируется, что «Лидер» увеличит скорость прохода по данному маршруту в пять раз.
Проект современного атомного ледокола разрабатывается Крыловским государственным научным центром совместно с ЦКБ «Айсберг». Строительство будет вестись на мощностях строящегося дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».
Государственным заказчиком выступила компания «Росатом». Как сказано на сайте госкорпорации, ледоколы «Лидер» оснастят не имеющими аналогов в мире гребными винтами из графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для льда и смогут принимать оптимальную форму в зависимости от скорости ледокола. Благодаря этому не только увеличится скорость «Лидера», но и вырастут его маневренность и мощность. Через двухметровый лед судно сможет проходить со скоростью 14 узлов, а не 2, с которыми двигаются при той же толщине льда обычные ледоколы.
Как сообщает заказчик строительства, «Лидер» станет первым судном ледового класса, на котором будет установлен атомный реактор нового поколения РИТМ-400, мощность которого позволит ледоколу пересекать Северный полюс в любом направлении, преодолевая лед толщиной 4,5 м.
Начало эксплуатации первого ледокола запланировано на декабрь 2027 года. Всего до 2033 года планируется ввести в эксплуатацию три ледокола «Лидер». К 2035 году, по словам президента России Владимира Путина, арктический флот будет насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, 9 из них будут атомными.