Примерное время чтения: 5 минут
246

Армия, религия и юстиция: Совет президента спрашивают, но не слушают

Заседание Совета по правам человека. Фото: Михаила Климентьева, РИА Новости

Совет по правам человека при президенте (СПЧ) написал собственный законопроект о защите чувств верующих и записал на свой счет позитивные перемены в обеспечении жильем военных. Представив собственные разработки, члены СПЧ заодно пожаловались на чрезмерную занятость, похвалились собственной важностью и раскритиковали политику власти, которой они советуют. В инициативах Совета разбирался корреспондент АиФ.ru.

Защита чувств: отрицательный вердикт

В прошлом году Госдума разработала проект закона о защите чувств верующих. Оскорбление религиозных убеждений предлагалось приравнять к уголовному преступлению с наказанием до трех лет лишения свободы. Совет по поручению президента взял на себя экспертизу законопроекта – слишком много вопросов возникло к тому, что считается оскорблением верующих.

В начале февраля Совет подготовил собственное заключение на проект закона депутатов Госдумы – отрицательное.  Встречные предложения были подготовлены к среде,  6 февраля.

«Каждый раз реакция на любые скандальные события осуществляется в одной примитивной форме: быстренькое написание нового закона. Чаще всего эти законы не продуманы: они дублируют нормы действующего законодательства, усиливают  криминализацию законодательства, усиливают жесткие статьи, создавая еще большую атмосферу непредсказуемости, страха, агрессии в обществе», - заявила член СПЧ Ирина Хакамада, отметив, что волонтеры-юристы, работающие при СПЧ, находят огрехи в тех документах, которые пишут штатные юристы Госдумы.

Текст закона, который был предложен депутатами, по мнению Хакамады, максимально расширил понятие «оскорбление религиозных чувств».  «Я думаю, работа Совета стала одной из причин, почему закон не стали рассматривать в первом чтении», - сказала Хакамада.

Будет ли законопроект дополнен и вновь внесен в Госдуму, или он будет вынесен на заседание Госдумы в том же виде, но позже – неизвестно. Совет тем временем разработал свои рекомендации, которые, по мнению экспертов, помогут исправить пробелы в защите религиозных чувств граждан.

Рекомендации Совета заключаются в том, чтобы усилить наказание по существующим статьям уголовного и административного кодексов за преднамеренное и оскорбительное разжигание религиозной ненависти и прерывание богослужения. Наказание «по несерьезным причинам» - смягчить, а вот наказание для представителей власти за подобные правонарушения ужесточить.

25 млрд рублей  Минобороны на ветер

Совет по правам человека при президенте озабочен жилищным устройством офицеров. Как отметил член Совета Сергей Кривенко, каждый министр обороны начинал свою работу в ведомстве с обещаний решить эту проблему, но пока ни один свое слово не сдержал.

По мнению представителей СПЧ, основная проблема даже не в том, что жилья не хватает. Некоторые дома, даже в Москве и Подмосковье, уже построены, но так и не были заселены. Содержание пустых домов и денежная помощь бездомным офицерам обходится государству в 25 млрд рублей ежегодно.

«Претензии офицеров, которые должны были получить квартиру, связаны, в основном, не с тем, что ничего не строится и государство не выделяет денег. Напротив. Государство выделяет достаточное количество средств. И министерство обороны строит достаточное количество квартир, чтобы обеспечить всех желающих. Основные проблемы касались сферы управления, открытости распределения этих квартир», - заявил Кривенко.

По словам правозащитника, у Минобороны даже не было исчерпывающей информации о том, сколько точно военнослужащих нуждаются в жилье, и каким образом движется очередь на квадратные метры.

«Почему простаивают дома и не заселяются офицерами? Почему строятся дома без инфраструктуры? Эти проблемы выходят нам в очень большие средства. Даже по нескольким домам, которые не заселены в Москве и Подмосковье в течение года, - это уже большие средства.  <…> Офицеры, которые не заселяются, остаются за штатом: они получают денежное довольствие порядка 30 тыс рублей как минимум. Если все эти суммы сложить, которые тратятся на поддержание этих домов и офицеров, то получается астрономическая цифра в 25 млрд рублей в год! Просто уходит на ветер из-за управленческих ошибок», - рассказал Кривенко.

По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, большинство рекомендаций, которые Совет давал Министерству обороны, уже выполнены. Так, в Минобороны наконец посчитали, сколько служащих нуждаются в жилье. Оказалось, 32 тыс. При этом, по словам Кривенко, Минобороны хочет построить  около 40 тыс квартир. Подобные планы в СПЧ назвали «стратегией».

Цена совета

Члены СПЧ работают на добровольных основах. «Некоторые члены Совета уже пишут жалобы, что они не могут заниматься своей основной работой, что они все время вынуждены заниматься работой совета»,  - отметил Федотов.

Входящие в совет деятели утверждают,  что повестку своей работы они определяют самостоятельно.  Впрочем, рекомендации самостоятельного совета, по словам членов СПЧ, слушают далеко не всегда. 

«Не надо забывать слова главы государства, что мнения могут быть разными, в том числе отличными от мнения государственных представителей власти, но политические решения власть принимает сама», - резюмировала член Совета Тамара Морщакова.

Морщакова подчеркнула, что отнюдь не все предложения СПЧ власть приняла. Более того, двое из экспертов, помогавших Совету подготовить заключение по второму делу ЮКОСа, сами подверглись преследованию: один по служебной линии, другой оказался втянутым в уголовное разбирательство.

В ближайшее время структура совета будет изменена: в нем появится еще и президиум. Как скажется эта инициатива Кремля на работе СПЧ, как выяснилось, наверняка не знают даже в самом СПЧ.

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах