Нефильтрованные
Для чего задумывалась гражданская инициатива «Моя Москва»? Подогреть интерес москвичей к предстоящим выборам и удлинить избирательную кампанию, чтобы дать возможность жителям города лучше узнать кандидатов и их программы. И это по-настоящему получилось. «В США праймериз - норма, без них не обходятся ни одни выборы. Но для нас это новая процедура, да ещё в разгар дачного сезона. Однако на избирательные участки пришло довольно много москвичей», - отмечает Валерий Фёдоров, гендиректор ВЦИОМ.
Ещё один факт: согласно результатам голосования две трети победителей - новые лица - люди, которые прежде в депутатских креслах не сидели. Такое обновление стало возможным благодаря отсутствию каких-либо фильтров: в качестве кандидата мог зарегистрироваться любой житель столицы, всем предоставлялся эфир для самопрезентации и дебатов.
«Главное достижение инициативы - во множестве кандидатов (их было больше тысячи. - Ред.). Такое случилось впервые за многие годы, у людей появилось желание попасть в политический класс. Например, в округе, где я голосовал, было 38 кандидатов! Это невероятная цифра, - рассказал «АиФ» Игорь Бунин, президент Центра политических технологий. - Хоть мы не США и не Англия, но, поскольку это был по-настоящему удачный опыт во многих отношениях, думаю, подобные голосования войдут в практику». По мнению политолога, победителями стали самые активные, кто смог за короткий срок привлечь и мобилизовать наибольшее количество сторонников.
И главное - благодаря праймериз многие москвичи заранее узнали о том, что 14 сентября состоятся выборы в Мосгордуму.
Поддержали лучших
«Я всегда говорил, что выигрывает выборы не тот, кто после объявления кампании приходит и начинает бороться за голоса избирателей, а тот, кто активен в межвыборный период, - комментирует Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества. - Праймериз фактически продлили сроки агитации, и это хорошо. К тому же предварительные выборы позволили политикам понять и скорректировать какие-то подходы исходя из мнения своих избирателей. В истории с праймериз есть много показательных случаев. Например, когда Кеннеди избирался на пост главы государства, у партийных боссов были сомнения, стоит ли поддерживать его, поскольку он католик и это могло оттолкнуть избирателей. Но Кеннеди выиграл праймериз, стал кандидатом в президенты, а потом выиграл выборы». Вот и у нынешних победителей праймериз есть все шансы занять депутатские кресла в Мосгордуме. А у нас - поддержать лучших.