В Раде отложено принятие решения по спущенному из СНБО законопроекту о «реинтеграции Донбасса». Депутаты уходят на каникулы, и поэтому Турчинову, ставшему инициатором законопроекта, в котором вопреки Минским соглашениям объявляются незаконными любые органы власти ДНР и ЛНР, а также вводится военное положение, придётся подождать. Впрочем, учитывая, как легко украинская Рада принимала такие абсурдные законы как о, например, запрете георгиевской ленты, коммунистической пропаганды и российского интернета, есть все шансы, что из орудия внутриэлитных разборок эта инициатива превратится в полноценный план власти. Ждать от пореволюционной власти можно всего.
Вариантов развития у нашего соседа по большому счету два. Или, если считать происходящее при Порошенко стратегией, три. Хотя политика нынешнего главы Украины больше напоминает спонтанные прыжки в объятия западных партнеров, когда те их особо и не ждут. Немного обидно, но для картинки, способной немного отвлечь рядовых украинцев, можно и потерпеть.
Итак, начнем с середины. То есть с Порошенко. Который, по крайней мере, не «кидает зиги» на камеры, в отличие от ряда людей, способных занять президентских пост — и отнюдь не в ходе демократических выборов. Вообще, желать украинцам «стабильности и демократии», как это на днях сделал глава МИД Лавров, — это примерно как желать африканцам хорошей погоды. Постсоветская Украина не знает стабильности в принципе, а с демократией прощается с 2014 года. Политический словарный запас украинца может состоять только из двух слов — «хаос» и «плюрализм». Хотя, повторю, есть все основания утверждать, что и с хаосом, и с плюрализмом им вскоре также придётся распрощаться.
Итак, нынешний курс временен, он идёт под флагом евроинтеграции и противостояния мнимой угрозе со стороны России. И одно, и другое рано или поздно закончится: военный конфликт не может идти бесконечно, и украинский политикум постепенно приходит к консенсусу насчет необходимости расставания с Донбассом, а евроинтеграция грозит Украине оказаться на развалинах надежд. Мечты о великой аграрной державе столкнулись с реальностью экспортных квот, а тяжелая промышленность с каждым месяцем испытывает всё больший спад из-за разрыва кооперации с предприятиями Донбасса и отсутствия заказов со стороны РФ.
Недовольство режимом Порошенко повсеместно и тотально. И чем ближе к выборам, тем больше оно усугубляется. Маятник способен качнуться в любую сторону. Куда он двинется — большая загадка, которую придется разгадать.
Пути у Киева два — либо навстречу сумасшедшим националистам-милитаристам, либо навстречу олигархату, чей костяк испытывает массу проблем из-за противостояния в Донбассе. Крупные тузы желают торговать, а не воевать, и хотя политическими русскими или россиянами они не являются, их подход выглядит более деловитым и лишенным идеалистического налёта. Эти люди лояльны идее украинской политической нации, но они не считают, что ради процветания страны русских надо обязательно резать и сжигать. Лучше с ними взаимодействовать — как-никак есть опыт в отличие от Запада, которых этих самых украинских олигархов считает простыми уголовниками, не достойными даже рукопожатия.
Украинских националистов, набравших организационную силу после майдана, впрочем, он считает не просто уголовниками, а исчадием ада. Эта точка зрения и отсутствие поддержки со стороны крупных государственных и бизнес-структур США и Европы отнюдь не означает невозможности прихода их к власти. Нагляден пример египетских исламистов после свержения Мубарака. «Братья-мусульмане» всегда были антагонистами Запада, но, тем не менее, улица оказалась на их стороне. Электорально «Нацкорпус» и «Свобода» не имеют аналогичного уровня поддержки, но критикуй они Порошенко, и в ближайшие год-два рост популярности им обеспечен. Впрочем, приход демократическим способом к власти отнюдь не из их арсенала. Вероятно, мы станем свидетелями дежавю и узрим колонны чернорубашечников, таранящие ворота Рады и президентского дворца. Олигархату есть чего бояться.
Ведь в случае прихода радикальных элементов возникнет угроза разрыва политических и экономических отношений уже не с Россией, а с соседями и Западом. Бойко, Ахметову, Рабиновичу и Мураеву такой расклад будет не по душе, как и, что очень важно, и Юлии Тимошенко, которая не прочь использовать националистических боевиков ради достижения успеха в борьбе с Порошенко. Я отнюдь не сторонник марксистского подхода, но не признавать экономическую подоплеку многих современных политических процессов, как минимум, глупо. Группа олигархов имеет большую поддержку среди граждан, нежели националисты, что несколько компенсирует отсутствие боевитости. Переведи они политическую борьбу в демократическое русло, заручившись союзом с Тимошенко и нейтралитетом Ляшко — и им обеспечен успех. С дальнейшей пошаговой разморозкой отношений с Россией и признанием невозможности продолжения войны и возвращения Донбасса.
Какая из стратегий одержит верх — на современном этапе предугадать невозможно. Но важно отметить: курс Порошенко есть лишь короткий временный этап в развитии страны, которую лихорадит война, коррупция и растущая бедность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции