На дефицит рабочих рук жалуются уже 60% предпринимателей. Многие бизнесмены видят выход в более энергичном «импорте» трудовых ресурсов.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
В 2022 г. в Россию приехало почти 3,5 млн трудовых мигрантов — на треть больше, чем годом ранее (скромные цифры 2021-го отчасти связаны с пандемийными ограничениями). Но для поддержания экономики на плаву требуется ещё. Несмотря на разговоры о внедрении новых технологий, которые должны бы сокращать потребность в рабочих руках, потребность растёт. По оценкам ВШЭ, до 2100 г. прирост численности мигрантов в РФ может составлять от 390 тыс. до 1,1 млн человек ежегодно, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне. Не слишком ли это опасный «разбавитель» на фоне серьёзного падения рождаемости в России?
Нужно понимать и то, что к нам отнюдь не всегда едут квалифицированные специалисты, учёные и инженеры. Собственно, по опросам МГУ, 37% мигрантов даже плохо владеют русским языком.
По своим обычаям
Больше всего приезжих — из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии. Многие из них с трудом, с неохотой приспосабливаются к нашим обычаям, предпочитают селиться обособленно и не стремятся приобщиться к русской культуре. Приходя в Москве или Санкт-Петербурге в театр или концертный зал, вы лишь в редком случае встретите там приезжих из Средней Азии.
С такого рода феноменом уже давно столкнулась Западная Европа, особенно Франция, Германия и Великобритания. В некоторых районах Парижа плотность выходцев из азиатских и африканских стран столь велика, что парижане просто бегут оттуда, забирая детей из школ, где стали преобладать дети приезжих. Жизнь в этих национальных анклавах уже мало напоминает французскую. Там царят устои арабского и африканского миров — часто уже со своей верой, своей культурой и своим правосудием. Несмотря на высокий уровень преступности в таких анклавах, французские полицейские стараются туда не соваться.
Приезжают и остаются
У нас в этом плане тоже не всё благополучно. По данным, которые привёл недавно председатель СКР Александр Бастрыкин, число убийств, совершаемых мигрантами, за год возросло на 18%.
Выявилась и ещё одна тревожная тенденция. Более 50% мигрантов, приехав на временный заработок и прожив несколько лет, хотят обустроиться в России навсегда. К тому же трудовая миграция всё больше превращается в переселение семей. Едва получив работу и найдя жильё, мужчины стремятся перевезти в Россию жён и детей. При этом, несмотря на все сложности адаптации и скромность бытовых условий, жёны мигрантов довольно быстро обзаводятся новыми детьми и «садятся» на российскую социальную и медицинскую инфраструктуру. В условиях нехватки детских садов, школ и медучреждений во многих местах это вызывает ощутимое раздражение у «аборигенов». Повышенная фертильность приезжих из Средней Азии может со временем привести к изменениям этнокультурного облика целого ряда регионов России. Речь идёт прежде всего о тех районах Сибири и Дальнего Востока, откуда наблюдается заметный отток русского населения.
* * *
По данным ФОМ, 50% россиян хотели бы ограничить въезд мигрантов. Впрочем, с учётом 70-летнего советского опыта «дружбы народов» в России нет резкого негатива к приезжим. О том, что отношения между местными жителями и мигрантами складываются трудно, говорят лишь 20%. Но вопрос «чья рубашка ближе к телу» тем не менее возникает. И к словам Бастрыкина о том, что «нужно защищать население страны», следует отнестись со всей серьёзностью.
Языком цифр
За I квартал 2023 г. в РФ въехали 1,3 млн трудовых мигрантов — это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022-го.
Основной приток произошёл за счёт приезжих из Узбекистана (630 859 человек), Таджикистана (349 357), Киргизии (172 591), Армении (47 337) и Казахстана (34 783).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции