После начала военной операции РФ на Украине выходцы из России во многих странах западного мира почувствовали себя изгоями.
«В целом ряде западных стран всё больше ощущается атмосфера ненависти к русским, к российским гражданам, — сказал по этому поводу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Это очень опасно, и наши сограждане должны быть начеку и проявлять осторожность. Конечно, мы рассчитываем, что власти всех стран всё-таки не будут удобрять дальше своими заявлениями почву для этой ненависти и русофобии».
Журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова Виталий Третьяков:
— Меня тоже удивил всплеск этой зоологической русофобии. Хотя я много ездил по миру, бывал и в Европе, и в США и видел самое разное отношение к русским. Были и симпатии — особенно в 90-е годы, когда Россия вступила на путь строительства демократии и рыночной экономики. Были и фобии — например, в те же 90-е на Западе был популярен миф о всесильной русской мафии. Простые, не самые образованные граждане там с опаской смотрели на каждого встреченного ими русского. Сами мы тогда воспринимали это с юмором — мол, это такое же милое заблуждение, как и представления о России как о стране медведей и балалаек. И никто из нас тогда не мог и предположить, до каких масштабов может дойти эта русофобия.
Корни расизма
На самом деле ничего необычного в этом нет. Расизм был веками присущ евроатлантической цивилизации. Собственно, в наш лексикон слова «расизм», «шовинизм» пришли именно с Запада. Последнее слово, как известно, происходит от имени полумифического Николя Шовена, который воевал в рядах наполеоновской армии, был влюблён в Бонапарта и проповедовал превосходство французской нации над всеми остальными. А где, как не в Европе, рождались расистские, нацистские теории? Уж наш-то народ хорошо знает, что такое гитлеровский нацизм, объектами ненависти которого были не только евреи и цыгане, но и славянские народы, считавшиеся в Третьем рейхе неполноценными по сравнению с «арийской расой».
Между тем расизм как идеология, обслуживающая колониальные устремления западноевропейских держав (Франции, Испании, Голландии и др.), родился и того раньше. Все эти страны в своё время были крупными колониальными империями и нуждались в теоретическом обосновании своей хищнической политики. Потому что как можно грабить жителей колоний, если относиться к ним так же, как к жителям своих собственных стран, считать их такими же полноправными людьми? Ведь в то время в Европе начали распространяться и гуманистические идеи, требовавшие одинаково уважительного отношения ко всем гражданам, вне зависимости от их цвета кожи, разреза глаз и пр. Это моральное противоречие было разрешено просто. Чтобы безнаказанно грабить тех, кто слабее тебя (будь то индейцы в Америке или аборигены в Австралии), с чистой совестью вытеснять их с родной земли и устанавливать там свои порядки, достаточно было поделить людей на полноценных и неполноценных. Последние и людьми, в общем-то, не считались, а приравнивались скорее к животным, только высокоразвитым. С ними можно не церемониться и творить что угодно, не испытывая угрызений совести. Это считалось не просто допустимым, а чуть ли не благородным занятием. «Нести бремя белого человека» — так называлась миссия европейцев по освоению «диких» территорий. Насилие оправдывалось тем, что по-другому цивилизовать местные племена якобы было невозможно.
Повторюсь, все эти идеи были разработаны именно в Европе. И они глубоко проникали в европейскую культуру, литературу. Некоторые исследователи считают, что немецкий романтизм, например, неспроста создавал культ сверхчеловека, человека из будущего, который потом наиболее ярко был отражён в сочинениях Ницше. Всё это просачивалось в школьное, университетское образование и вошло в кровь и плоть многих жителей Старого Света.
Это сегодня на Западе в моде движение BLM («Жизнь чёрных имеет значение»). А ещё в XIX–XX веках в Европе было принято вывозить дикарей откуда-нибудь из Африки или Полинезии и помещать их в зоопарки, словно обезьян или крокодилов. Заметьте, в России, которая тоже была империей, человеческих зоопарков никогда не было. Про рабство и системный расизм в Америке я уже и не говорю.
Бьют без разбора
Нынешняя Россия, как в своё время и Советский Союз, не желает подчиняться политическим догматам и диктату Запада. Россию надо было наказать, и Украина — лишь повод. Но при этом надо как-то объяснить западному обывателю, почему он станет жить беднее, будет больше платить за бензин, за свет и т. п. И на помощь снова приходит расизм. Старая проверенная апелляция к инстинкту человека, который склонен видеть врага в каждом, кто не подчиняется его воле.
Однако тот всплеск русофобии, который мы наблюдаем, трудно объяснить одной лишь геополитической борьбой Запада с Россией. Ведь русские, которые давно проживают на территории западных стран, переехали туда в своё время вполне сознательно, решив, что жизнь там будет более спокойной, безопасной и комфортной. Они проявили лояльность по отношению к этим странам, предпочли их ценности. Казалось бы, уж этих-то россиян Запад, наоборот, должен поощрять и приветствовать, ведь они не сражаются на территории Украины и зачастую критично настроены по отношению к Путину и проводимой им политике. Но нынешняя русофобия иррациональна, она бьёт по всем без разбора. Потому что за ней стоит тот самый расизм, унаследованный нынешними европейцами и американцами от своих предков. Да, русские — такие же белые. Да, они тоже европейцы по своей культуре, традициям. И конечно, проповедуемое на Западе уважение к меньшинствам должно было бы распространяться и на русских, которые там живут... Но — не распространяется. Мы видим, как массово сегодня там преследуют всё, что так или иначе связано с Россией и русскими.
А Чайковского-то за что?
У меня есть знакомые, которые давно живут на Западе, переехали туда целыми семьями. Они мне пишут, что никогда прежде такого плохого отношения к русским не было. И ладно бы только к взрослым, но ведь и дети тоже страдают. Они-то в чём виноваты? Напала Россия на Украину или не напала — это не может служить оправданием такого отношения. Сколько раз США и их союзники нападали на другие страны, и не американцам учить нас терпимости по отношению к иным народам. Нельзя преследовать русских только за то, что они русские. Может быть, в такие изощрённые формы выливается их собственный комплекс вины перед неграми за века рабства и унижений? Мол, не любить чернокожих мы теперь не имеем права, но кого-то не любить надо. И тут как раз русские подвернулись. Даже если это просто русская девочка, которая учится в твоём классе за соседней партой...
Под раздачу попала даже русская культура. Мало того что от ныне живущих артистов, музыкантов требуют публичного осуждения Путина — иначе разрыв всех контрактов на концерты, спектакли и пр. Но покойный Чайковский-то за что страдает?! Некоторые оркестры на Западе уже изымают его произведения из своего репертуара. И ладно бы только торжественную увертюру «1812 год» — гениальную музыку, посвящённую победе русского оружия над Наполеоном. Но пострадал даже «Щелкунчик» — музыка, которая в Америке и Европе на Рождество звучала едва ли не из каждого утюга. Его тоже стали убирать из репертуара, якобы по причине того, что в этом балете как-то не так показан то ли китайский, то ли арабский танец. Это ведь абсурд, самая настоящая психопатия! Такой же абсурд — наказывать русскую культуру в лице маэстро Валерия Гергиева. Осетина по национальности, между прочим.
Наверное, через какое-то время они очухаются, протрезвеют. Конфликт на Украине так или иначе закончится, и Чайковский, видимо, будет реабилитирован — вместе с Шостаковичем, Гергиевым и другими великими талантами. И на Западе снова будут хорошо относиться не только к русскому балету, но и к русскому народу. Хотелось бы надеяться, что это умопомешательство не на века.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции