Индульгенция была выписана в форме финансового гранта на продолжение исследований.
Сумма невелика - всего 2 млн руб. Далеко, как говорится, не уедешь. Для сравнения: фестиваль «Золотая маска» получит 50 млн. Но в таких делах важна не сумма, а символика. А символика многозначительна. Грант является президентским, и решение принималось в Кремле. Маленькая, но не малозначимая деталь - денег не дали байкерскому объединению «Ночные волки», которые сидели на подобных грантах с 2012 г. А ведь предводитель «Ночных волков» А. Залдостанов по прозвищу Хирург открыто бравировал тем, что он патриотическая мотоподдержка президента и готов, если что, «пасть порвать». Объявляя о грантах на 2017 г., в Кремле особо уточнили: на этот раз приоритетной была полезность, а не популизм и «патриотизм» проектов. Что бы это значило?
Борьба оценок
В последние месяцы между различными группами влияния развернулась острая полемика по поводу реального положения дел в стране. Причём идёт она не только в экспертном сообществе и среди социологов, но и среди политиков - в стенах Кремля и Белого дома. Словом, спорит элита. Казалось бы, она всё знает, всё понимает, всё видит. Оказывается, не всё и по-разному. Одни говорят, что кризис кончился, идёт стабилизация, наметился рост. Другие утверждают, что до дна мы ещё не опустились, а в условиях нарастающих санкций следует готовиться к худшему. Одни утверждают, что безработицы практически нет или очень маленькая. А из регионов поступают другие сигналы, особенно в отношении трудоустройства молодёжи. Острые споры идут по поводу бедности. Растёт или падает? Какая у нас бедность? Бедность вообще (за последние 5 лет число «бедных вообще» увеличилось на 7 млн)? Или, как утверждает вице-премьер О. Голодец, у нас обнаружилось такое явление, как бедность работающего населения?
Выдавая новые гранты социологическим проектам, власть решила более внимательно присмотреться к правде жизни. Рост критических настроений, в том числе и внутри элиты, - явный показатель, что телевизионная «правда» в последние годы стала слишком расходиться с «правдой холодильника». В высших эшелонах власти, похоже, начали понимать, что разрыв между «индексами счастья», «индексами оптимизма» и реалиями жизни (особенно в регионах) стали слишком заметны. Стало очевидным, что есть проблемы, которые невозможно заслонить ни патриотической пропагандой, ни яркими спортивными мероприятиями, ни рёвом моторов «Ночных волков», ни активностью российской дипломатии, ни рапортами военных о победах на сирийском направлении, ни телевизионной развлекухой. Ведь кроме телевизионного окошка есть окошко во двор, есть обшарпанный подъезд, есть залитая водой улица, есть разбитые дороги. И есть, наконец, родственники, которые приезжают из Мценска, Твери или Вологды и рассказывают о разудалых свадьбах местной знати и… о своей более чем скромной жизни.
Чёрт из табакерки
В последние дни, как чёрт из табакерки, выскочила ещё одна новость: в рейтинге стран, неблагоприятных для жизни пожилого населения, Россия переместилась в число неблагополучных. А ведь пенсионеры с неизжитыми остатками доверчивого советского менталитета были и остаются важной группой политической поддержки.
Социологи указывают на появление настроений, которые были характерны для послених лет правления Б. Ельцина: что впереди страну ждут тяжёлые времена. Разница, конечно, есть, и она существенна: сегодня пессимистов в три раза меньше, чем к концу 2000 г. Но социологи отмечают тревожную динамику: озабоченность будущим всё отчётливее проявляют не жители средних городов, как было ранее, а жители мегаполисов. Нужно ли напоминать, что в крупных городах с большим процентом интеллигенции и молодёжи и протестный потенциал активнее, а мобилизационные возможности шире и разнообразнее.
Энергия заблуждений
Л. Н. Толстой как о некоем положительном свойстве человека и человечества говорил, употребляя понятие «энергия заблуждения». Такого рода энергию Толстой приравнивал к «поиску истины», к постижению «божественной правды». Более поздние толкователи творчества великого моралиста указывают, что «энергия заблуждения» чаще всего бывает не очистительной, а неистовой, кровавой, лживой. Историки напоминают об энергии крестовых походов, неистовстве инквизиции, о Великой французской революции с её гильотинами, «робеспьерами» и «маратами». И, наконец, о Великой Октябрьской революции, «энергия заблуждения» которой ныне оценивается в десятки миллионов жертв, полным попранием прав личности и сведением роли человека к роли винтика.
* * *
В России всегда было особое отношение к правде. Народ создал сотни пословиц и поговорок (часто наивных), которые так или иначе относятся к понятиям «правда» и «ложь». «Без правды веку не прожить», «Бог правду любит», «Не в силе Бог, а в правде», «Все истрётся, одна правда останется». Есть и такие: «Кто много врёт, тот много и божится»…
Народ и сегодня многое готов терпеть, если с ним говорить языком правды, а не навешивать на уши пропагандистскую лапшу. У власти (как у нашей, так и у забугорной) это не всегда получается. Правда нередко подменяется (вспоминая слова Т. Манна) «припадочным патриотизмом». Такой «припадочный патриотизм» в 20-е гг. ХХ в. привёл к власти фашистов в Италии, а в 30-е - в Германии. Приступы «припадочного патриотизма» случались в СССР при Сталине, потом в Китае в ходе «культурной революции». Сегодня его демонстрирует Северная Корея. В последние годы припадочные патриоты завелись в американском сенате, Конгрессе и в американских СМИ.
России необходимо преодолеть и «энергию заблуждения» (при Сталине это называлось «головокружением от успехов»), и «припадочный патриотизм». На одном из недавних круглых столов социологи ВЦИОМ, обсуждая шансы В. Путина на предстящих президентских выборах, обратились к нему со своеобразным напутствием: победить с помощью правды. Объясняя такого рода напутствие, социологи подчёркивали, что в обществе возрос запрос на справедливость, честность и уважение личности. Указывают социологи и на средство лечения: говорить правду.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции