В ходе сочинской встречи канцлер ФРГ Ангела Меркель расставила все точки над «i» относительно вопроса о вводе вооружённого контингента ООН в Донбасс: «Работа представителей ОБСЕ очень важна, они должны получить весомую поддержку, и не имеет смысла искать другие форматы, которые не принесут большей пользы».
Последняя надежда Порошенко пошла крахом. Ведь ввод «голубых касок» в зону конфликта в условиях, когда спустя три года после начала противостояния украинские солдаты начинают брататься с ополченцами, так как не видят смысла в этой войне, был последним шансом украинского президента сохранить хорошую мину при плохой игре. Для Запада — миротворец, для своих — успешный дипломат и торговец. Порошенко считал, что, урегулировав конфликт на Донбассе через международные структуры, через них же он сможет добиться возврата контроля над границей. Но это программа-максимум, а как минимум — прекратить противостояние, ведь не за тем украинцы выходили на Майдан и требовали евроинтеграции, чтобы по призыву оказаться по колено в донбасской грязи. Теперь же перспективы «шоколадного барона» неясны, до президентских выборов времени осталось мало, похвастаться за время руководства страной вообще нечем. Шансы переизбраться стремительно тают.
Разумеется, Меркель прекрасно понимала состояние Порошенко. Но перед ней задача по спасению утопающего и не стоит. Украинские технологии манипулирования раскрыты, и Берлин на них вряд ли купится. Фрау находится между молотом антироссийских политиков и наковальней прагматичных бизнесменов. У неё самой выборы на носу, через пять месяцев. Отрыв от социал-демократов не такой уж и большой, тем более что гораздо большую угрозу традиционному электорату Меркель представляет третья сила: националистическая и евроскептическая «Альтернатива для Германии». Сейчас не время для решительных действий, которые могут иметь непредсказуемый эффект. Вот если Меркель переизберётся и сформирует устойчивое правительство, тогда, быть может, у неё появится простор для действий. Сейчас же его попросту нет.
И всё же в немецкой политике относительно Украины заложено противоречие. Формально ФРГ является гарантом Минских соглашений, участвует в «нормандском формате» и постоянно призывает к выполнению договорённостей. Но в девяти заявлениях из десяти адресатом выступает не Киев, а Москва. То есть один гарант другому гаранту условия ставит. Хотя более продуктивно было бы приехать на Украину и на заседании Рады объявить о позиции Евросоюза относительно особого статуса, местных выборов и всего прочего. Но мешает всему этому банальная трусость: в основном — перед немецким истеблишментом, который любой шаг навстречу России воспринимает как капитуляцию. Не рассерженного же Семенченко опасается канцлерин!
Меркель предлагает ограничиться форматом ОБСЕ. Ранее руководители внешнеполитического ведомства ФРГ давали понять, что полицейской миссии ОБСЕ Киеву не видать. Происходит сброс ответственности за судьбу Восточной Европы на региональные державы вроде Польши. Архитектор ЕС карикатурно немощен, и всё — из-за отказа от военного инструментария международной политики. Основа немецкого господства в Европе — это экономика, но именно экономика диктует немецким предпринимателям сотрудничество с российскими властями и российским бизнесом. Продолжай Меркель (или кто там возглавит христианских демократов со временем) свою политику, рост популярности евроскептиков будет обеспечен. Вода камень точит.
Но если процесс трансформации политической конфигурации ФРГ займёт многие годы, то Украина, так и не переболевшая революцией, требует всего прямо здесь и сейчас. И побед, и реформ. Ни того, ни другого Порошенко и его ближний круг дать стране не могут. Даже мирное урегулирование ситуации в Донбассе после блокады слишком маловероятно. Поезд с «голубыми касками» ушёл, ОБСЕ возглавляет не уличённый в особой любви к Незалежной Себастьян Курц. В общем, мирным способом выйти из затянувшегося конфликта, не навесив на себя ярлык изменника, вариантов нет.
Выводить Украину из войны будет уже иной человек, который получит кредит доверия. Вероятно, грядущие выборы станут самыми напряжёнными со времен первого Майдана. Также возможно, что они могут привести к непредсказуемым последствиям. Но чего точно не будет, так это интеграции Донбасса в Украину на украинских условиях. Честно говоря, даже конфедеративный вариант с каждым днём становится всё более запредельно фантастическим. Россия взялась выполнять на Донбассе ту роль, которую раньше исполняла Украина: обеспечение водой и электроэнергией, восстановление инфраструктуры. И она доведёт свою игру до конца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции