Мэр Киева Виталий Кличко уходит из «Блока Порошенко» и собирает вывести своих сторонников по «Удару» из партии президента Украины — такова последняя новость из Верховной Рады. Вряд ли знаменитый боксер стал бы порывать с «Блоком», если бы не понимал, что дальнейший союз с Порошенко рискует электорально «утопить» его собственные политические перспективы.
Тем временем, сам Порошенко дал старт чистке во власти через своего партнера и заодно главу Генпрокуратуры Юрия Луценко, начав следствие по делу о «снайперах Майдана». Кличко и Тягнибок уже приходили на допрос, но ничего внятного поведать не смогли, Яценюк же игнорирует приглашения и рискует навлечь на себя гнев ГПУ. Вряд ли ни с того ни с сего два с лишним года спустя после известных событий Киев решил проявить справедливость и найти подлинных виновников расстрелов. Раньше пластинка вещала об операции российской ФСБ и сторонников Януковича, теперь же может быть спета совершенно другая песня. Социологические службы на Украине периодически фиксируют падение уровня доверия к власти в целом и к Порошенко в частности. Глава Украины может решиться на снятие с верховных постов или даже на уголовное преследование тех, кто за два года не вписался в его команду или вовсе по тем или иным причинам не является благонадежным. Глава МВД Арсен Аваков, к примеру, которым президент не доволен. Руководившие радикалами на Майдане Андрей Парубий, Олег Ляшко и Александр Турчинов тоже могут стать объектом преследования. Протестующие ежедневно осаждают здание Рады. И кинуть несколько крупных политиков на растерзание толпы — чем плоха идея?
К консолидации власти подталкивает и чересчур активная Надежда Савченко, организующая напротив администрации президента митинги, на которых требует ускорения процесса освобождения пленных украинцев. На акции приходит не много людей, почти все — родственники военнопленных. Но Надежда вызывает сочувствие многих украинцев, всё более склоняющихся к мирному решению вопроса о Донбассе, и может претендовать на их голоса, случись в ближайшее время выборы. К тому же Савченко нуждается в собственной структуре, обеспеченной людскими и денежными ресурсами — а это как раз-таки есть и у Кличко, и у Тимошенко. Оба этих политика, случись с Порошенко неладное, могут не только разрушить существующую правящую коалицию, но и потребовать коренных изменений политического курса — как в экономике, так и в отношении России и Донбасса.
До выборов президента ещё далеко — они состоятся в 2019 году. В Раду же могут назначить и досрочные выборы в случае распада коалиции. Порошенко не имеет поддержки ни среди ярых противников России, ни среди тех, кто хотел бы восстановить связи Украины с ней. «Оппозиционный блок», «Радикальная партия», имеющая шансы на попадание в Раду «Свобода» критикуют власть, «Батьківщина» Тимошенко и «Народный фронт» Яценюка пока ещё имеют неустойчивый союз с «Блоком Порошенко». Какая-нибудь из этих партий способна перенять риторику Савченко, да и саму Савченко прибрать к себе, чтобы аккумулировать протест. Шансов на это больше всего у «Батьківщины» и «Удара» — они менее всего собирали жатву на ниве украинского национализма. «Переосмысление» противостояния с Донбассом дастся им легче, и без того имеющие реальную поддержку, они смогут претендовать на выстраивание новой властной конфигурации.
Версия о том, что некоторые политические силы Незалежной могут переметнуться в стан «умеренных» и стать более непримиримыми к нынешнему руководству Украины, заслуживает особого внимания. Причем в гораздо большей степени, чем предположение о вероятном «закручивании гаек» со стороны Порошенко и его окружения. Даже заменив руководство силовых структур своими людьми вроде Луценко, Порошенко не может не учитывать роли олигархов, которые никуда не девались и продолжают оказывать влияние на украинскую политику. Несмотря на возросшую роль из-за специализации по отлавливанию «врагов народа», силовики все же не обладают тем весом, чтобы открыто диктовать стране политический курс. Не стоит сбрасывать со счетов и США, вложившиеся в Майдан, но не по линии Порошенко, а через Яценюка, не так давно впавшего на родине в немилость.
Процесс над «чужим» Александром Ефремовым, бывшим руководителем «Партии регионов», которого теперь обвиняют во всех грехах, — только начало. Приближается разборка между «своими» — теми, кто творил Майдан и заработал на нём политический капитал. Недовольство среди граждан, испытывающее количественный рост, рано или поздно перетечет в качественный, и появится шанс для новых сил, которых, за исключением Савченко и нескольких комбатов, на Украине за последнее время появилось не так много.
Два года украинские СМИ втолковывали населению, что на Донбассе — сплошь «террористы» и «боевики», транслируя точку зрения власти. Сможет ли власть пойти навстречу Москве и Донецку после всего сказанного, или это придётся делать уже новому режиму и новой коалиции — вот один из самых интересных вопросов для современной Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции