1663

По шелковому пути

8 мая 2015 главы России и Китая выступили с совместным заявлением «О сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Таким образом, выдвинутая руководством ЦК КПК идея «Один пояс — один путь», направленная на создание сухопутного и морского коридоров для расширения и ускорения кооперации между несколькими десятками государств Евразии, (сухопутное направление от Центрального Китая, через Казахстан и Россию в Северную Европу), а также АСЕАН, Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки в Южную Европу («морское измерение» от Шанхая до Кипра) получило стратегическую поддержку Москвы.

Речь идет не просто о «транспортных коридорах». Главная цель этого глобального проекта — обеспечение «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами в интересах сбалансированного и гармоничного развития евразийского региона и мира в целом»!

Стороны неоднократно подчеркивали важность задач вовлечения в данный интеграционный процесс не только органов государственной и региональной власти, не только широких деловых кругов, разнообразных финансовых и торговых институтов, но и привлечению к этому политических партий (в частности КПК и ЕР), общественных организаций, научных кругов.

Китайцы рассматривают идею «шелкового пути» как способ роста собственного влияния на всем его протяжении и уже инвестируют в этом направлении очень крупные средства. Практически ежемесячно проходят масштабные международные мероприятия разного уровня, где китайская идея «Один пояс — один путь» доводится до самых разных аудиторий. Такого рода мероприятия активно проходят в Пекине, Шанхае, Гонконге, а также за пределами КНР.

К пропаганде данного проекта в его китайской версии подключены дипломатические учреждения КНР, структуры Международного отдела ЦК КПК, ассоциации бизнесменов, научные организации и фонды. Китайцы уже сформировали собственный целевой финансовый фонд, подтягивают к проекту новые международные банки (БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций).

Помимо сугубо финансово-экономических и торгово-экономических целей просматривается активизация деятельности по усилению работы с регионами на всем протяжении сухопутного и морского путей, пропаганде там достижений Китая, его языка и культуры, внедрению китайских учреждений и специалистов, работе с молодежными организациями и т.п.

Вместе с тем, основываясь на принципах взаимовыгодного и всеобъемлющего партнерства, российская сторона может и должна также не упускать имеющиеся возможности для такого рода работы в части продвижения нашего влияния вдоль всего сухопутного и морского путей (пусть и в меньших пока масштабах).

Для этих целей можно было бы, в частности гибко и адресно использовать РЦНК в соответствующих странах.

Чтобы не вызывать какого-либо недопонимания со стороны китайских партнеров, лучше всего на первом этапе (2016-18 гг.) сосредоточиться на организации от нашего имени международных мероприятий (форумов, конференций, «культурных марафонов», выставок с участием представителей общественных, научных, деловых кругов, парламентариев соответствующих стран, журналистов) с приглашением представителей китайской стороны. Именно так поступают сами китайцы, вовлекая российских представителей на свои площадки по данной тематике.

При этом формирование программ, подбор участников и иные подобные вопросы должны определяться российской стороной с учетом местной специфики.

При грамотном использовании Интернета можно было бы делать указанную работу доступной весьма широким кругам общественности. Одновременно с нашим видением реализации проекта «сопряжения» двух интеграционных идей, можно было бы акцентировать дополнительное внимание и к сопутствующим вопросам.

Кроме зарубежных площадок уместно использование возможностей российских регионов, например, Казани и (или) Оренбурга, Ленинградской области, Башкирии (на сухопутном маршруте внутри РФ), Владивостока (как исходного пункта морского пути и конечного — Севморпути).

К сожалению, в настоящее время еще нет не только полного понимания деталей реализации указанного проекта в рамках СНГ и ШОС, но и должного взаимодействия между российскими ведомствами. В любом случае требуется их серьезная координация (по крайней мере, между МИД РФ, Россотрудничеством, Минэкономразвитием, Минтрансом, Минкультуры, Минобром, а также с Комиссией Евразийского экономического союза).

В 2016 г. можно было бы провести до 4 подобных форумов — в Казани, Владивостоке, одной из стран АСЕАН и на Кипре.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество