Россия — одна из тех стран, где всегда любили говорить о том, каким должен быть человек. Любили лепить из него некий идеал, «улучшать породу». Во времена СССР попытка создать «нового человека» была продиктована не только стремлением «отрешиться от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног», но и амбициозными намерениями превзойти остальное человечество.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Традиция самовозвеличивания восходит к давним временам. Вспомним знаменитое высказывание графа Александра Бенкендорфа, шефа тайной полиции при Николае I: «Прошлое России было удивительным, её настоящее — более чем великолепно, что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
О светлом будущем России мечтали не только монархи и декабристы, жандармы и поэты, но и простые люди. Вспомним последний разговор Сони и дяди Вани из чеховской пьесы «Дядя Ваня»: «Бог сжалится над нами, и мы с тобой, дядя Ваня, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную. Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах. Я верую, верую...»
То ли боятся, то ли уважают
Желание разобраться, кто мы, в какой стране живём, какие мы по сравнению с другими народами, не исчезает. В феврале специалисты Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) узнавали у россиян: каков сегодня в их представлении образ России в мире. Любят ли нас или боятся, хороши ли мы собой или не очень? Итоги таковы.
Остальной мир считает Россию скорее развитой и передовой, нежели отсталой, полагают 65% опрошенных. Скорее богатой, чем бедной, — 72%. Скорее свободной, чем несвободной, —59%.
Также две трети респондентов уверены, что наше влияние в мире растёт, во многом благодаря тому, что «растёт военная мощь».
Не обошли социологи стороной и популярный в народе вопрос: «А ты меня уважаешь?» По мнению 66% опрошенных, в мире нас всё-таки уважают. Но ещё больше (83%) считают, что «Россию боятся». «И это хорошо», не сомневается 71%.
Признак стабильности
Восприятие мирового статуса страны и оценки её влияния в целом остаются стабильными. Со времени предыдущего опроса ФОМ на тему «Образ России» прошёл год. Ход СВО и лавина санкций (уже 13 пакетов) на мнения россиян почти не повлияли. И это хороший знак. Фактическая неизменность оценок в условиях спецоперации и враждебности к России «коллективного Запада» — свидетельство стабильности внутриполитической ситуации и консолидации общества.
Более того, по сравнению с предыдущим опросом имеются хотя и незначительные, но позитивные подвижки. Например, выросло (на 5%) число тех, кто считает, что влияние России в мире возрастает. Увеличилось (на 2%) и число тех, кто считает Россию развитой, передовой страной. Впрочем, следует обратить внимание на такой нюанс — роль России, по мнению наших граждан, возросла не за счёт экономического развития, а за счёт военной мощи.
Верить или нет?
Насколько можно доверять подобным опросам? В России ещё очень сильны отголоски советских времён, когда власти считали социологию буржуазной наукой. Да и позднее, в годы гласности, многие продолжали воспринимать её как часть пропаганды. Подобное отношение к социологии не изжито до сих пор. Люди в своих письмах в газету часто спрашивают: а доходят ли социологи до российской глубинки? Спрашивают ли они о том, что действительно волнует народ, или задают только «богоугодные» вопросы?
Недавний опрос ВЦИОМ показал высокую степень скептицизма в отношении социологии. Хотя половина граждан «скорее доверяют» опросам, и только чуть более 30% «скорее не доверяют». В ходе опросов 17% опрашиваемых «боятся высказываться», более 30% отвечают неискренне. Причина? В российской глубинке побаиваются последствий от таких опросов...
Тем не менее доверие к социологии растёт. Несмотря на мрачные отголоски советского периода, сегодня более 70% россиян считают, что соцопросы нужны. И неслучайно помимо известных служб, изучающих общественное мнение, в стране сегодня работают десятки новых социологических лабораторий и центров, в том числе в регионах. Подобные лаборатории массово создаются и при высших учебных заведениях. Специальность социолога вновь становится модной и востребованной. И это свидетельство того, что в стране растёт запрос на то, чтобы знать реальные настроения в обществе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции