Побывали сегодня на Крымском мосту. Случайно разговорились с одним из строителей — скромным, очень приятным в общении, знающим малейшие подробности. Не все его знали. Потом выяснилось, что это Аркадий Ротенберг. Тот самый.
Он рассказал, что длина моста — 19,2 км, здесь работает 10 тыс. человек, в пик было 14 тыс. Мост — самый большой в РФ и Европе, всего было свыше 70 вариантов, от тоннеля глубиной 100 метров до моста в самом коротком месте, но выбрали этот. Над проектом работало свыше 1000 инженеров с опытом работы на БАМе, во Владивостоке и ещё бог знает где. Строили не с двух сторон навстречу друг другу, как это делается обычно, а с 8-ми разных участков. В иных местах сваи вбивали в твёрдый грунт через 60 метров ила, их длина доходила до 100 метров, первую опору устанавливали 1,5 месяца, потом научились управляться за 18 (!) часов. В итоге работы завершили за 2 года — на полгода раньше срока.
Могли быстрее? Удивительно, но могли. Но, как рассказывают строители, норвежцы из-за боязни попасть под санкции отказались дать плавучую платформу, с которой работы пошли бы быстрее. Могли бы разбить эти 19 км не на 8, а на 12 участков — тоже было бы быстрее, но в силу не зависящих от нас причин также не смогли. Как бы то ни было, рассказал Ротенберг, оборудование теперь все своё, технологии тоже (многое вспомнили и восстановили), поначалу помогали западники, потом научились обходиться без них, в итоге в мостостроении мы уже не уступаем никому в мире.

Средняя зарплата на стройке — 50 тысяч, что выше средней по ближайшим регионам. Рабочие — со всей России. Много из Краснодарского края, а вот из Крыма мало. Строители говорят: крымчане приехали, поработали немного, увидели, что тяжело — и обратно: «Лучше я койку туристам буду сдавать».
И вот первый этап стройки практически завершён: в мае — открытие автомобильной части (во избежание пробок все лето — только для легковушек). Железную дорогу, которую продолжают строить рядом, планируется запустить до конца 2019 г. Потом пустят и электрички — из Краснодара в Керчь можно будет добраться за 2 часа.

Стройка поражает воображение. Не зря рабочие говорят об этом мосте с гордостью. В нем вся мощь государства, плюс непривычная для России культура производства. «Как вам это удалось?», — в лоб спросил бригадира мостоотрядовцев один из журналистов. Тот усмехнулся: «Записывайте: профессионализм, умение, желание, упорство, компетентность, настойчивость и патриотизм».
На новеньком пароме вышли в море, под «Прощание славянки» и крики «Ура!» прошли под мостом — впечатления незабываемые. А кроме всего прочего — он просто красивый. И предложение сфотографироваться на его фоне для сайта «Миротворец» или на шенгенскую визу было встречено хохотом. Мы снялись с начальником строительства Александром Владимировичем Островским — кстати, украинцем по рождению (на фото слева), тоже удивительной скромности и редкого обаяния человеком.

... В озёрах вдоль дороги к мосту из Анапы — белые лебеди. В акватории вокруг самого моста плещутся дельфины — после начала строительства их популяция здесь выросла в несколько раз. Ведь говорят, лебеди и дельфины в плохих местах жить не будут.

На дорожное покрытие крымского моста начали наносить разметку
На автодорожной арке Крымского моста началась укладка асфальтобетона
«Кто ответит, если упадет?» Матвей Ганапольский переживает за Крымский мост