На канале NewsOne Надежда Савченко буквально огорошила телезрителей ответом на вопрос одной гражданки Украины про «еврейскую власть»: «И да, власть у нас, если так взять, имеет кровь не украинскую, скажем так. Говорить про это можно. Что с этим делать? Надо думать и действовать!» Как конкретно действовать, Савченко не пояснила. Но догадаться можно.
Вообще, сказанное Савченко — это не единичный случай выпячивания украинской оппозицией иного этнического происхождения руководителей государства. «Победим второй Хазарский каганат» — баннер с таким лозунгом несли на январском шествии по центру Киева националисты. В середине ноября была атакована синагога в Черновцах, а в декабре — в Умани. В день памяти о Голодоморе посвящённый тем событиям памятник в Ужгороде радикалы забросали листовками с призывом «помнить» о тех, кто был виновен в произошедшем, намекая на «еврейский фактор». Сам же президент в риторике крайних националистов фигурирует не иначе, как под фамилией Вальцман.
Всё бы ничего: мало что там всякие маргиналы пишут и говорят про главу государства, в каждой европейской стране свои антисемиты, распространяющие «Протоколы сионских мудрецов», найдутся. Но Украина — это не всякая европейская страна. Националисты в ней вооружены до зубов, имеют опыт столкновений с силами правопорядка и военных действий с реальным противником. Через их структуры прошли тысячи молодых людей. Спикер парламента — националист и сотник Майдана. Советом по национальной безопасности руководит националист. Националисты глубоко проникли в силовые структуры, на уровне начальников городской полиции уже не разобрать, кто националист, а кто просто их симпатизант.
И вот представьте: все эти ребята исповедуют не какой-то там просвещённый евроскептицизм в духе Ле Пен, а самый что ни на есть гитлеровский антисемитизм немецкого образца 1930-х годов. Или, вернее сказать, румынского образца той же эпохи: румыны в этом отношении и немцам, и венграм, и много кому ещё фору могли дать. Но суть остаётся той же: тот же Тягнибок, не говоря уже о рядовых активистах, позволяет себе резко антисемитские высказывания, недопустимые для большинства европейских правых. А он-то как-никак лидер партии! Представьте себе настроения остальных националистов, не обременённых, в отличие от Тягнибока, образованием и интеллектом.
Ладно, с националистами всё ясно: сельский характер украинского национализма не мог рано или поздно повторить антисемитский крен. Чествование националистами Колиивщины — восстания гайдамаков в XVIII веке, в ходе которого пострадало еврейское население Сечи — лишнее тому доказательство. Непонятно, почему люди с еврейскими корнями на Украине на всё это закрывают глаза.
Дивное сосуществование в одной стране Порошенко и Савченко, Тягнибока и Гройсмана не может быть вечным. Химерный гибрид приказал долго жить, судя по ситуации в стране, чем острее экономический кризис, вызванный войной и блокадой Донбасса, тем больше претензий ультраправые предъявляют нынешней власти, которая день ото дня им видится всё более антинациональной. Понятное дело, что Савченко лишь отвечала на заданный вопрос, но что произойдёт, если этот вопрос будет звучать всё чаще и будет адресован людям, командующим вооружёнными формированиями? Они будут, как завещала скандально известная лётчица, «думать и действовать».
А Порошенко и Гройсман тем временем изо всех сил стараются показать, что они не просто украинцы, а украинцы в ещё большей степени, чем националисты. Отсюда и блокада Донбасса, и введение санкций против «дочек» российских банков. Положение в стране это нисколько не улучшает, а поводов для возмущения только прибавляет. «Мы-то что? Мы делали, как вы хотели», — думаю, примерно такие будут отговорки у команды Порошенко, когда под окнами его резиденции внезапно образуются отряды самообороны.
Разбираться с анархистской славянской версией Рейха на Украине рано или поздно придётся: нынешнему руководству или будущему. Потому что скоро не обращать внимания на все чудеса демократии и прогресса в этой стране Западу будет уже невозможно. Тем более что лидер ЕС — Германия — относится к антисемитизму по-особому. И обвинений в покрывательстве погромного государства, в котором антисемитизм способен стать частью государственной идеологии, она не потерпит. Впрочем, как и любая цивилизованная сила в США и Европе.
Дав добро на развитие структур националистов, — от партий до батальонов — украинские власти вступили на зыбкую почву. Но кризис, в который вступила страна, способен утянуть их на самое дно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции