Кадровый пейзаж России оставляет удручающее впечатление.
Против течения
Знаменитая картина Ильи Репина «Заседание государственного совета» была написана в 1903 г. На картине – юбилейное собрание высших чиновников России (7 мая 1901 г.) в честь 100-летия этого важного учреждения. Инициатором создания Госсовета был император Александр I.
Полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, но недавно было показано в Москве в Третьяковской галерее. Картина дала возможность вспомнить, какой же была российская элита в начале ХХ в. То есть всего за 16 лет до Октябрьской революции, которая смела эту элиту в историческую помойку.
Картина вызвала в Москве огромный интерес. И похоже, неслучайно. Помимо восторгов по поводу высочайшего мастерства Репина в толпе около картины можно было услышать и интересные суждения исторического и политического толка. Особо запомнилось одно. Уже немолодой гражданин, похоже, хорошо осведомлённый в истории России, возбуждённо говорил своей спутнице: «Нет, ты только посмотри на этих старцев. И они решали судьбу страны! Проспали, проболтали Россию!»
Мания величия
Трудно не согласиться с этим суждением. Российская дореволюционная элита (особенно приближённая к императору) явно не соответствовала потребностям времени. Застряла в прошлом величии, славянофильстве, в патриархальных представлениях о прогрессе. Процветал патриотический имперский консерватизм. Элита питалась прошлым, воспоминаниями о великой победе 1812 г., гордилась ролью России на Балканах, территориальными приобретениями, защитой православного мира. О будущем не задумывалась. Казалось, Россия всегда будет на вершине мировой славы. А что задумываться? Ведь уже при Николае I и прошлое, и будущее были отлиты в знаменитую формулу шефа жандармов Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Знакомые всё лица
Нынешняя элита, похоже, не слишком далеко отошла от оценок состояния России, сделанных графом Бенкендорфом: мания величия, представления об особом пути страны нередко вытесняют трезвые оценки и затемняют видение будущего. Главное – предстоящие выборы, рейтинги, место в списках ведущих политиков и миллионеров. Элита стареет, не желая менять своих представлений ни о прошлом, ни о будущем. Когда слушаешь людей из окружения Зюганова или из думской фракции единороссов, иногда кажется, что перед нами постаревшие пионеры из рассказа Гайдара «Чук и Гек».
Если бы сегодня кому-то пришла в голову идея переодеть наших ведущих политиков в костюмы членов Государственного совета с картины Репина, то мы получили бы любопытную картину. Конечно, портретов с бородами и бакенбардами не было бы – бакенбарды ныне не в моде. Но на лицах, за редким исключением, – явные признаки политической усталости.
Старые игрушки
Перед Новым годом у людей невольно возникают ожидания. Хочется подарков, новых игрушек, а не шариков с истёртыми лицами. Можем ли мы в начале 2020 г. ждать хоть каких-то кадровых сюрпризов? Мы, похоже, скоро станем забывать (и уже забываем) имена и фамилии наших политиков, депутатов, медийных персон, а они, как тени прошедшего века, всё ещё будут плутать по коридорам власти, путаясь во времени и пространстве.
Интересно было бы провести этакий «народный опрос»: выйти на улицы, с которых ещё не убрали праздничные украшения, со списком ведущих политиков России и порасспрашивать граждан, знают ли они их. А если кого и знают, то чем в последнее время эти узнанные отличились? Понятно, что имена Зюганова, Жириновского будут упомянуты. Они, как два Деда Мороза, стали весёлым атрибутом нашего скучного политического года. Возможно, вспомнят несколько других имён – авторов скандальных законопроектов, коррупционных скандалов или ярких любовных похождений. Но большинство имён (даже в очень важных государственных мундирах), скорее всего, не вызовут никаких эмоций. В стране, где почти не осталось публичной политики, а есть проржавевшая «вертикаль власти», не может быть ярких политических имён. Вот в списке 100 ведущих политиков обозначена рубрика «Партийная элита». Оказывается, у нас есть и такая. В конце списка там обнаружится Ирина Яровая. Но почему в самом конце? Ведь недавно она была чуть ли не знаменитостью, инициировала 200 законопроектов, добралась до должности замглавы Госдумы, председателя ЦКК «Единой России». Почему же при такой гиперактивности и таких высоких должностях она сегодня лишь на 86-м месте? А других депутатов в списке вообще не отыскать. Почему? Да потому что все яркие законодательные инициативы наших депутатов, все их голосования, весь шум в коридорах Государственной думы – лишь эхо того, о чём шёпотом говорят в Кремле.
* * *
Вице-премьер Т. Голикова, подводя итоги ушедшего года, на одном из заседаний с горечью говорила, что страна катастрофически теряет население. Но мы теряем не только население. Теряем русский язык, темпы развития, теряем самоуважение и перспективу. У нас третья по численности профессия – охранники. Обо всех этих проблемах много говорят и пишут. В том числе и на очень высоком уровне. И всё более откровенно. Аналитики ищут причины в истории, в характере русского народа, в исторической преемственности авторитаризма и ошибках сегодняшнего дня. Я бы выделил ещё одну причину. На протяжении всего ХХ в. Россия теряла элиту, теряла нравственную культуру и преемственность. В нравственном отношении нам стало нечего завещать. О расчеловечении страны всё громче говорит молодёжь. Россия просыпается, ждёт обновления. Сможет ли власть показать стране хотя бы контуры новой России? Или о будущем будут петь шаманы со своими бубнами? Если дойдут до Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции