Имея все возможности для развития, страна пока топчется на месте, считает известный писатель.
Великое обнуление
Виталий Цепляев, «АиФ»: Александр Андреевич, происходящее в мире вы называете «великим обнулением». Поясните, о чём речь?
Александр Проханов: Мы присутствуем при великом мировом переломе, который начался с крушения Советского Союза. Идёт слом всех прежних моделей поведения человека, «устаревших» организаций типа ООН. Больше неактуально разделение человечества на Восток и Запад, Север и Юг и пр. Энергия мировой истории направляется в другое русло, и её пытаются обратить себе во благо разные силы. В первую очередь сообщество американских спецслужб и финансовых, информационных, аналитических структур Запада. Этот наднациональный конгломерат с центром в США занят расчисткой мирового поля и обнулением всего, что кажется ему ненужным, обременительным. Ключевую роль здесь играет тема изменения климата, грозящего крахом всему живому на Земле. Как считается, животный страх перед катастрофой способен объединить всё человечество независимо от рас, континентов, социальных систем и пр.
— Пандемия коронавируса — тоже часть великого обнуления?
— Да, борьба с ней включается в него наряду с борьбой против глобального потепления, с продвижением зелёной энергетики, новыми цифровыми технологиями, которые тоже делают мир более управляемым. Пандемия терзает всё человечество, и страх перед ней, конечно, играет на руку тем, кто выстраивает новый миропорядок.
Увы, почти вся наша элита контрнациональна. Ей не нужна мечта, не нужно развитие.
Камнем преткновения тут становится Китай. Он сопротивляется, не хочет, чтобы им управляли проамериканские силы. Китайцы настолько преуспели в развитии, создании новых технологий, что не готовы кому-либо подчиняться. Это выливается в борьбу между Китаем и США за рынки, за влияние в мире. Отголоски этой схватки мы видим во всех сферах — в экономике, культуре, политике, дипломатии. Сегодня решается вопрос, осуществит ли Америка свою мечту и станет «сияющим градом на холме» или такие страны, как Китай и Россия, сумеют отстоять свой суверенитет.
Путинская Россия ведь тоже сопротивляется. Путин выстраивает новое государство, он хочет, чтобы в нём доминировала централистская, имперская идея. Чтобы этой идее не мешали либеральные круги, которые во многом связаны с Западом и помогают ему осуществлять великое обнуление, втягивая в него Россию. Он подавляет самые разные формы либерализма — от мягкого и старомодного либерализма Явлинского до радикального либерализма Навального. Он хочет свести к минимуму роль коммунистов, выкорчевать из народа мечту о возрождении красной империи. И неслучайно он открывает памятник Александру III — царю, который символизирует «подморозку» России.
Лестница из взяток
— Вы часто говорите, что Россия нуждается в мощном проекте развития, в русской мечте, которая бы позволила нам совершить рывок в будущее. Но не переоцениваете ли вы стремление наших людей к высокому? Вот начальник ГИБДД Ставрополья, арестованный на днях по подозрению во взятках, судя по всему, мечтал только о том, чтобы жить в доме с позолоченным унитазом.
— Увы, почти вся наша элита контрнациональна. Ей не нужна мечта, не нужно развитие. Развитие требует концентрации в руках государства всех ресурсов, а делиться ресурсами никто не хочет. И поэтому мы топчемся на месте. А вороватая элита остаётся безнаказанной.
— Нельзя сказать, что у нас совсем не борются с коррупцией. Даже министров и губернаторов отправляют на нары.
— Мы боремся с отдельными проявлениями коррупции. А выстроена целая коррупционная система. Каждая взятка, которую берёт рядовой госслужащий, лишь отчасти остаётся в его кармане. Она двигается вверх по служебной лестнице и оседает в различных кабинетах. И наверху превращается в чертоги с золотыми унитазами...
Наши миллиардеры, они за счёт чего поднялись? Не за счёт ли того, что украли своё богатство и теперь им торгуют?
Мы имеем дело с глубоким помрачением русского сознания. Это же не какие-то пришельцы заняли чиновничьи кабинеты — это русские мужики, ещё недавно выбравшиеся из деревни. И они ненасытны в своём стяжательстве. Хотя каждый из них обязательно поедет на Афон и поставит там свечу, а здесь построит какой-нибудь храм, все они — явные атеисты, а может, и сатанисты, потому что они поклоняются мамоне, золотому тельцу. И от этого они перестают быть русскими. Потому что не могут они быть представителями народа-победителя, разгромившего фашизм в 1945 г., а в 1961-м отправившего Гагарина в космос.
— Кстати, другая новость недели: очередной американский миллиардер построил корабль и слетал на нём в космос. А российские богачи, по словам Рогозина, лишь на яхты тратятся. Почему так?
— Потому что заморские миллиардеры сделали свои состояния благодаря своим умениям, открытиям и изобретениям. Билл Гейтс создал свою империю с нуля, он не грабил принадлежавшие государству нефтяные поля. А наши миллиардеры, они за счёт чего поднялись? Не за счёт ли того, что украли своё богатство и теперь им торгуют? Отсюда этот кураж, эти излишества...
Недавно мне рассказали, как чета уральского миллиардера арендовала главный стадион в Санкт-Петербурге, чтобы в одиночку, при пустых трибунах, сесть в центре огромного футбольного поля за столик с шампанским и отпраздновать день рождения этого богача. Это же сюр, это картина, достойная кисти Сальвадора Дали! И в то же время сейчас у нас на глазах на том же Урале, в Нижнем Тагиле, из-за какой-то финансовой неразберихи закрывается уникальный медицинский реабилитационный комплекс, построенный энтузиастом-предпринимателем. Ну как это назвать?
Народ должен жить трудом. Он должен получить огромное задание, которое его воодушевит, — речь как раз о развитии России. Народ должен трудиться.
Ракеты или морковка?
— Но не всё же у нас так плохо. Вот опять же на прошлой неделе народу показали новый истребитель, испытали новейший комплекс ПВО С-500, гиперзвуковую ракету «Циркон». Хотя бы успехами своей оборонки можем гордиться?
— Когда я говорю, что Путин на руинах прежней России строит новое мощное государство, я имею в виду и возрождение нашей оборонной промышленности, укрепление безопасности страны. Беда в том, что одновременно эта безопасность разрушается наличием в российском обществе тех самых компрадорских, не нуждающихся в развитии компонентов. Людей, которые выступают здесь в роли оккупантов. С одной стороны, мы продолжаем устраивать свою мощную Пятую империю, а с другой — империя в себе самой взращивает эту раковую опухоль золотых унитазов. — Нередко спорят, что важнее для людей: пушки или масло. Или в сегодняшних реалиях — ракеты или морковка по разумной цене. Но почему мы вечно вынуждены между этими вещами выбирать? Нельзя сделать так, чтобы народ испытывал гордость за страну, не только включая телевизор, где ему показывают ракеты, но и открывая свой холодильник, где полно еды?
— Конечно, мы можем всё. Можем каждому крестьянину построить замечательный коттедж с интернетом и со всеми удобствами. Я не шучу. Если бы Путин вышел и сказал: я хочу сделать мой народ самым счастливым, самым обеспеченным и самым защищённым в мире, — мы могли бы к этой цели прийти. Наши мощные ракеты, наши быстрые истребители, наши могучие подводные лодки должны защищать от хищников с Запада не богатства миллиардеров, распивающих шампанское на пустых стадионах, а народ-труженик. А вывозимые из России капиталы надо вернуть на родину и обратить на русское развитие, на благоустройство наших городов и сёл.
Да, государство время от времени раздаёт деньги — детям, инвалидам, матерям-одиночкам. Но народ должен жить трудом. Он должен получить огромное задание, которое его воодушевит, — речь как раз о развитии России. Народ должен трудиться. Да, ему будет тяжело, как бывает тяжело всем труждающимся и обременённым. Но он будет получать за свой труд достойное вознаграждение. И у него будут хорошие дома, автомобили, будет ощущение собственного достоинства. И он будет рукоплескать этим ракетам, потому что они защищают его порог, его дом и его огород с морковкой.