Любовь Глебова, член Комитета Совета Федерации по международным делам
В последние месяцы, описывая отношения между Россией и странами Запада, принято использовать слово «кризис». Причиной его многие видят события на Украине — мол, поссорили нас диаметрально противоположные взгляды на успешность и легитимность Евромайдана. Потом Брюссель и Вашингтон поддержали попытки новых украинских властей силой оружия усмирить народ Донбасса. А когда Россия отказалась бросить людей в Донецке и Луганске, стало понятно, что дипломатическое «похолодание» не закончится быстро.
Развитие этого кризиса мы наблюдаем сегодня каждый день. Министры иностранных дел обмениваются заявлениями в духе времён холодной войны. Сворачивается военное сотрудничество: многострадальные вертолётоносцы «Мистраль» Москве передавать отказываются, значительно сокращено взаимодействие с НАТО по Афганистану. Задело и бизнес: западные санкции и российские ответные меры не просто мешают работать тем, на кого запреты и ограничения оказали непосредственное влияние, они ухудшают общий инвестиционный фон, заставляя выжидать, а не действовать.
Очевидно, что это кризис доверия. Взаимное непонимание — в международных отношениях, политике, оценке будущего и настоящего. И украинские события тут стали поводом, а не причиной.
Что в такое сложное время может помочь не разойтись в молчании по углам в ожидании очередного раунда противостояния? Думаю, мы должны обратиться к нашему общему фундаменту — ценностям, которые не подвержены сиюминутной конъюнктуре. Сферам, для которых конкретный политический момент всегда был второстепенной вещью. Уверена, что именно международное гуманитарное сотрудничество станет ключом к нормализации наших отношений. Основано оно на опыте и общей истории поколений.
Никакие санкции не смогли повлиять на проведение перекрёстного года языка и литературы между Россией и Германией. Интерес у книгоиздателей, студентов, учёных огромен — и сегодняшним дипломатическим противоречиям его не вытравить.
Внимание и интерес к языку, культуре, традициям всегда оставался основой для взаимопонимания — не так давно завершился перекрёстный год России и Великобритании. Британцы признавались, что ни с одной другой страной они не проводили мероприятий такого объёма и масштаба. На очереди аналогичный российско-испанский год, и нет поводов сомневаться, что и он пройдёт с успехом.
В современном мире невозможно ввести санкции в области науки. Невозможно наложить ограничения на культурный обмен. Даже если кто и попробует этим заняться — ничего не выйдет. Научный мир давно ставит перед собой общие глобальные цели. А тысячелетнюю культурную историю не получится разделить на свою и чужую — это общее богатство.
В Совете Федерации РФ сейчас работает научно-экспертный совет под председательством Валентины Матвиенко. В нём есть особая секция по международному гуманитарному сотрудничеству. Входят в неё скорее не политики, а люди, заработавшие авторитет в том или ином научном или культурном направлении. Им под силу усилить взаимодействие в гуманитарной сфере, которое в настоящий момент остаётся чуть ли не единственной точкой, где Россия и Запад сохранили полноценное партнёрство. В будущем оно, я уверена, станет основой для продолжения диалога и по другим направлениям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции