Резкий рост импорта российского топлива в Северную Африку и экспорт из нее нефтепродуктов в страны Европы вызвали беспокойство в Евросоюзе, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на аналитиков.
Они отмечают, что закупать большими объемами российское топливо страны Северной Африки начали после сокращения его поставок в Европу и с введением санкций. В частности, если в 2021 году в Марокко было закуплено порядка 600 тысяч баррелей дизельного топлива, то за январь 2023 года - 2 миллиона баррелей. Ожидается, что в феврале в страну поступит еще 1,2 миллиона баррелей дизтоплива. Аналогичная картина наблюдается в Тунисе, который в 2021 году почти не закупал российские нефтепродукты, а в январе 2023 года ввез из России 2,8 миллиона баррелей. В феврале стана также собирается купить еще 3,1 миллиона баррелей нефтепродуктов. Также резко возрос спрос на российское топливо в Египте, Ливии и Алжире. Это очень большие объемы топлива для внутренних потребностей этих стран, указали аналитики.
Одновременно в Северной Африке резко нарастили экспорт нефтепродуктов в страны Запада. Евросоюз опасается, что таким образом происходит смешивание и реэкспорт продукции из России, что делает санкции неэффективными.
Отметим, по данным вице-премьера РФ Александра Новака, в 2023 году РФ планирует направить в дружественные страны свыше 80% экспорта нефти и 75% нефтепродуктов.
Ранее исследователи из Института международных финансов, Колумбийского и Калифорнийского университетов заявили, что Россия продавала нефть выше цены в 60 долларов за баррель как минимум четыре недели после введения странами Евросоюза и G7 ограничений на стоимость энергоресурса. Они призвали к расследованию случаев обхода санкций.
Напомним, страны ЕС совместно с G7 и Австралией установили потолок цен на российские нефтепродукты, перевозимые по морю.