Почти четверть века назад добрая половина России входила в ступор, пребывала в трансе, рыгала массовым психозом. Каждый вечер во время трансляции сеансов Кашпировского россияне целыми семьями устраивались перед телевизором и замирали в ожидании чуда.
Заряжались. На что? На благополучие, естественно. Самое забавное в этой истории было то, что у каждого индивидуума благополучие ассоциировалось с разными понятиями — кто-то хотел денег, кто-то — здоровья, иные жаждали мужей, некоторым была нужна работа, а вместе с ней и стабильность. А пилюлю-то получали одну-единственную — «даю установку». Как хочешь, так и крутись, подкручивай установку под свои желания.
Это потом уже народ опомнился и начал подтрунивать над самим собой — появилась масса анекдотов с «даю установку». И стали удивляться — чего это повелись?
На самом деле история давно уже расставила по местам все случаи скопления в один временной промежуток всевозможных магов, чародеев и кудесников. В огромном количестве они появляются в один момент, имя которому — КРИЗИС. И это правило действительно во все времена и у всех народов.
Как только в стране случается политический и экономический кризисы, которые всегда, как с Тамарой, ходят парой, так народу срочно требуются гадалки, предсказатели, экстрасенсы. И они появляются — на все готовые, отнимая последние сбережения у народа, отрабатывая денежки обещанием скорейшего благополучия и сладкой пищи. Самим, кстати, тоже кушать хочется. Поэтому в рядах экстрасенсов в кризисные времена можно встретить кого угодно.
Приблизительно в то же время расцвета Кашпировского, посетила я с ознакомительной целью сеанс массового воздействия одного целителя. Тогда только вошли в моду «пассы» — круговые движения руками над головами собравшихся. Очень логичная и оригинальная задумка — так можно охватить сразу большое количество голов «целительным воздействием». В перерыве вместе с экстрасенсом вышли подышать воздухом (во время таких массовых сеансов в помещениях обычно скапливалась страшная духота и вонь).
На свежем воздухе, но еще одурманенного нехваткой кислорода, я целителя и подловила. «Николай, — говорю я ему, — а у тебя руки-то не болят от пассов — столько-то времени поднятыми их держать?». «Ой, говорит, если бы ты знала, Таня, как болят. Иногда кажется, вот сейчас отвалятся». Потом опомнился и смутился, глаза стал прятать. Напрасно. Я бы его не выдала, хотя знала, что он имеет классическое медицинское образование — психотерапевт, между прочим. Но и его кожу ободрал шершавый язык кризиса...
Но давайте не будем предавать анафеме этих и лукавых, и страшных, и льстивых, и умилительных шарлатанов. Если бы их вообще не существовало — их все равно стоило бы придумать. И вот почему.
Нестабильность в стране порождает неуверенность в себе и в своем будущем. С грузом сомнений и переживаний можно впасть в такую депрессию, которая людей, к тому склонных, доводит до суицида.
Увеличение количества самоубийств в кризисные времена — это тоже установленный факт, как и массовое воровство, разбой, мордобой и прочие «бои». Я уверена, что в такие кризисные периоды экстрасенсы спасли не одну отчаявшуюся душу, уже готовую сунуть голову в петлю. Людям слабым, неуверенным в себе, маги-чародеи, на мой взгляд, нужны. Ну а те, кто привык полагаться на свои силы, к экстрасенсам не пойдет — не будут тратить время, им некогда. Они все свое время и силы употребляют на борьбу за свое благополучие, и вкалывают как лошади, чтобы его поиметь. Такие уж они — эти люди, уверенные в себе. Во все времена и у всех народов.