Воробьева Татьяна Васильевна 17:41 26/09/2013
Если ребёнок попадает в такую школу по своему желанию, он хочет этого, - для него это увлекательное путешествие, хотя очень трудное. Если у ребёнка нет желания вот так работать, а учёба – это всё-таки труд, с нашей точки зрения, то тогда это для него превращается в пытку. Мы стараемся за все годы своего существования найти ученика, который испытывает жажду знаний. Мотивация для нас очень важна. Мы не являемся школой для суперодарённых детей. У нас нормальные дети, но с высокой степенью мотивации, которые хотят знать, узнать и применить свои знания.
AIF.RU Ведущий конференций 17:42 26/09/2013
Хорошо, когда ребёнок понимает, для чего он учится, когда у него есть конкретная цель. Если вдруг к вам попадает ребёнок с неярко выраженной мотивацией, у вас есть какой-то рецепт, как заставить ребёнка учиться?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:42 26/09/2013
«Заставить» - это, наверное, не то слово. Просто попадая в такую среду, он либо должен найти себя, найти своё место, а у нас больше тысячи учащихся, либо он будет вынужден поменять учебное заведение.
AIF.RU Ведущий конференций 17:42 26/09/2013
Много тех, кто меняет?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:42 26/09/2013
Не более 10 человек за год. Ведь очень часто родители испытывают большое желание, чтобы ребёнок поступил к нам учиться, а сам ребёнок хочет учиться в своей старой школе, потому что у него там друзья, определённая ниша, которую он занимает.
AIF.RU Ведущий конференций 17:43 26/09/2013
А как тогда поступить родителям, чтобы соблюсти баланс? Может быть, надо беседовать с ребёнком перед тем, как переводить его в другое учебное заведение?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:43 26/09/2013
Обязательно. Мы проводим дни «открытых дверей». Уже давно мы не даём какой-то специальной рекламы, просто на нашем сайте пишем, когда у нас день «открытых дверей». Также у нас работают своеобразные подготовительные курсы для желающих к нам поступать. Ребята приходят в школу, общаются с учителями, с лицеистами. И в большинстве случаев у поступающего уже есть вполне осознанное решение. У нас не одни отличники учатся, есть разные результаты. Когда-то считалось, что быть отличником в лицее № 1535 – это исключённый вариант, и медалистов не может быть. У нас очень высокие требования. Тем не менее каждый год есть медалисты. В этом году их было 20 человек. И это настоящие медалисты. Не могу не привести пример Маши Шутиковой, которая на четырёх экзаменах ЕГЭ показала 100-балльные результаты. Это цена нашего «золота». Но есть и те, кто учится на «четвёрки», иногда и «тройки» проскальзывают. Но эти дети активны в лицее, увлекаются каким-то одним предметом. Лицей предоставляет массу возможностей, где они могут показать себя: в спорте, в танцах, в театре. У нас работает театр на русском языке, театр на французском. Буквально вчера я говорила учителям физкультуры, что у меня складывается впечатление, что у нас спортивная школа, потому что мы участвуем во всех соревнованиях: и волейбол, и футбол, и лёгкая атлетика, и баскетбол. Причём в футбол играют и мальчики, и девочки. Эта активная жизненная позиция для нас очень важна. Мы считаем, что ребёнок должен быть успешным, он должен найти себя. Допустим, он не может стать призёром Всероссийской олимпиады, но зато он – отличный спортсмен или лучший артист. Есть, конечно, уникальные дети, которые успешны во всём, как Маша Шутикова, которая закончила класс гуманитарно-социального профиля и получила 100 баллов на ЕГЭ по математике. А у них математика не была профильной дисциплиной. Это уникальные дети по-своему, хотя она - самая обычная девочка, которая была активной и принимала участие во всех делах: и доброхотом ездила, и в заповеднике помогала, и на экскурсии. У нас много видов деятельности, где ребёнок может себя проявить. В этом, наверное, и заключается успех. Он не просто получает знания. Каждое лето с 1988 года мы ездим работать в Пушкинский заповедник в Михайловское. Мы не просто помогаем поддерживать порядок в парках. Скажут: полоть дорожки - полем дорожки, скажут: собирать сено – собираем сено. Но обязательно 12 июля каждый год устраиваем большой усадебный праздник. Дети к этому празднику готовятся. Когда «Пиковая дама» ставится на ступенях дома Ганнибала, то это дорогого стоит. Так что в нашем лицее дети не только учатся, но и активно отдыхают. Смена видов деятельности. Наши выпускники, уже окончившие лицей, тоже ездят летом с нами в экспедиции. Учащиеся медико-биологического и психологического профилей традиционно каждый год ездят в экспедицию в Кандалакшский природный заповедник. Это Белое море, остров Ряшков. Они выезжают туда и под руководством Виталия Витальевича Бианки проводят научные исследования. Также там есть экологический десант, но не просто экологический десант, они ещё и описывают мусор, который собирают, сортируют, устанавливают, что именно антропогенный фактор является решающим в загрязнении окружающей среды. Все их материалы представляются в научный отдел, и уже в Москве ребята участвуют во многих научно-практических конференциях, докладывают о результатах своей летней работы. Так вот туда в качестве руководителя вместе с нашими учителями выезжает наша выпускница, которая учится сейчас во Втором медицинском университете. Она досрочно сдаёт сессию, чтобы 15 июня выехать в заповедник, так как там начинается учёт птиц. Невозможно опоздать ни на один день.
AIF.RU Ведущий конференций 17:43 26/09/2013
Многие родители пишут, что ЕГЭ, какая бы хорошая школа ни была, всегда требует отдельной подготовки, присутствия репетитора. Как у вас с этим? Или лицей даёт настолько хорошие знания, что этого не требуется?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:43 26/09/2013
С нашей точки зрения, для сдачи ЕГЭ никакой репетитор не нужен. ЕГЭ – это форма внешнего контроля, объективного, независимого. Вы готовите в 10-11 классах к ЕГЭ? Как ответить на этот вопрос? Конечно, готовим. Но ребёнок должен пройти программу. Какая-то тренировка должна быть, он не должен пугаться тех бланков, которые получит; тех различных типов заданий, которые включаются в ЕГЭ. Но это не значит, что отметается полностью программа. Ребёнок должен её пройти и хорошо усвоить материал. И тогда ему никакой ЕГЭ не страшен. Конечно, мы какие-то формы своего внутреннего контроля подстраиваем, чтобы дети набили руку, чтобы необходимость поставить в нужную клеточку галочку их не пугала. Для наших детей это не страшно, мы начинаем тренировать их со вступительных испытаний. Используем возможности Москвы. Есть такая система «СтатГрад», там регулярно размещаются диагностические, тренировочные работы, и мы, естественно, этим всем пользуемся. Но прежде всего мы изучаем предмет. Если у ребёнка есть знания по предмету, то ему никакой Единый государственный экзамен не страшен.
AIF.RU Ведущий конференций 17:44 26/09/2013
На прошлой неделе у нас в гостях был ректор МГУ и, конечно, затронули вопрос с ЕГЭ. Сошлись на мнении, что сегодняшний ЕГЭ требует доработки. На ваш взгляд, это так или нет?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:44 26/09/2013
Материалы по ряду предметов требуют содержательного совершенствования, иногда формулировки неточны. Трудно найти другую школу, где подавали бы столько апелляций, сколько подают выпускники нашей школы, и чаще всего эти апелляции удовлетворяются, потому что ребята аргументированно доказывают, что их точка зрения имеет право на существование.
AIF.RU Ведущий конференций 17:45 26/09/2013
А много апелляций было в этом году?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:45 26/09/2013
У нас было 259 выпускников в этом году, и, наверное, 180 из них подавали апелляции по разным предметам. Порядка 100 апелляций было удовлетворено, ребятам повысили баллы. Это свобода, к которой привыкли наши дети: свобода выбора, свобода выражения своей точки зрения. У нас можно высказать любую точку зрения, мы готовы её обсуждать. Это и на уроках происходит. Поэтому для них пойти и высказать свою точку зрения на апелляции – обычное дело. К этому тоже надо детей готовить. А материалы ЕГЭ каждый год дорабатываются. Думаю, что когда-нибудь мы получим более совершенные КИМы.