Высоцкий Никита Владимирович 18:20 20/12/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы с вами находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина и у нас с вами всего 30 минут для того, чтобы задать свои вопросы актеру и режиссеру Никите Высоцкому. Никита Владимирович, добрый день!
Высоцкий Никита: Здравствуйте!
Ведущий конференции: Спасибо большое, что пришли. Рады видеть Вас в гостях. Тема у нас с Вами вполне понятная – это Ваш фильм, который сейчас очень активно обсуждается. Перед тем, как приступим к вопросам наших читателей, которых очень много, и которые неоднозначно оценивают вышедшую картину, мне хотелось бы у Вас спросить. Вы говорили, что 30 лет готовились к выходу этой картины, в какой момент Вы поняли, что пришло время приступать к делу или это просто так сложились обстоятельства?
Высоцкий Никита: Я имел в виду, что с этой историей, которая легла в основу нашей картины, жил более 30 лет, а вообще работали мы 5 лет. Сразу нескольким продюсерским компаниям пришла идея, что надо сделать художественный фильм о Высоцком. Первым озвучил это предложение Эрнст, поэтому я стал работать с дирекцией Первого канала.
Ведущий конференции: То есть здесь вопрос только в том, кто первый предложил?
Высоцкий Никита: Наверное, но мне кажется, что вызрела сама идея сделать именно художественный фильм о Высоцком, не документальный, не какое-то исследование научное, а именно художественное кино, где Высоцкий будет главным героем.
Ведущий конференции: Съемки картины шли 5 лет. Когда Вы смотрели картину первый раз, какие у Вас были ощущения?
Высоцкий Никита: Знаете, я написал сценарий, я был все время внутри, до самых последних дел, кино, как Вы знаете, многоэтапное дело, поэтому я видел, как картина росла, как она рождалась. В какой-то конкретный момент, в монтаже я почувствовал, что картина есть, что все не зря, что мы сделали хорошее кино.
Ведущий конференции: То есть это было полное удовлетворение результатом?
Высоцкий Никита: Я доволен. Наверное, принято немного кокетничать, говорить, что не все получилось. Нет, я считаю, что это стоящая картина, и мы сделали то, что хотели. Другое дело, что сам замысел менялся, картина – это живое дело, и в процессе написания сценария, и потом, когда мы уже начали снимать, наверное, мы где-то ошибались, где-то бились в стену, нам казалось, что мы идем правильно, но потом поворачивали. Например, идея того, что нужно сделать максимальное внешнее и внутреннее сходство нашего главного героя. Мы пробовали 12 актеров, которые подходили бы по возрасту, по фактуре, и мы никак не могли понять, актеры очень хорошие, на пробах работали искренне, честно, но все время было ощущение, что какая-то ерунда получается, мы делаем что-то совсем не то. И тогда появилась идея внешнего сходства, потому что когда мы говорим Высоцкий, сразу представляется голос, без его внешности, без его внешнего облика он не живет, потому что мой отец – актер, мы до сих пор смотрим ему в глаза на крупных планах. Поэтому эта идея появилась позже. Когда мы начинали снимать, мы не думали, что пойдем этим путем. Это получилось само, то есть мы несколько раз ударились, с разными актерами, и возникало такое странное ощущение, что этого человека нельзя назвать Владимир Высоцкий, потому что, я повторяю, Владимир вне внешнего облика, вне голоса просто не может быть. Так что были какие-то вещи, которые менялись, мы стали искать, остановили на несколько месяцев съемки, хотя группа уже была собрана, потому что надо было попробовать. Я может быть упреждаю, я в курсе того, как обсуждают нашу картину, очень много желчных слов сказано по поводу схожести, грим называют маской, я с этим категорически не согласен, мне есть с чем сравнивать. Я думаю, что мы добились очень хороших результатов. Американцы, которые занимаются пластическим гримом, сказали, что мы впервые в истории кино добились такого результата.
Ведущий конференции: Вы довольны, очень многие зрители тоже довольны, я смотрела фильм, мне безумно понравилось, я первый раз видела, чтобы после просмотра фильма люди аплодировали. Но Вы были готовы к этому потоку критики? Вы в курсе того, что пишут. Каким образом Вы это все переносите?
Высоцкий Никита: Я - живой человек. И когда то, что любишь, когда ты столько вложил в работу, а ее ругают, конечно это неприятно. С другой стороны, мы были готовы, понимали, что взялись за тему, которая волнует, которая болит. Отношение к Высоцкому очень глубокое, очень серьезное, очень искреннее у многих людей. К этому нельзя подготовиться, отрепетировать свою реакцию, когда тебя ругают, но тем не менее мы были готовы. Я не хочу никого обижать из тех людей, которым фильм не понравился, потому что достаточно авторитетные для меня люди картину обругали, но самая показательная реакция была у Говорухина, который сказал, что не смотрел, но это – мерзость. Они имеет право на это, мы все имеем право на какое-то мнение. Но вот это самая показательная реакция, потому что он понимал, что так как он сделал бы эту картину, мы не сделали, а другого Высоцкого ему не нужно, у него есть свой Высоцкий. У каждого из нас есть свой Высоцкий. Люди, которые хотели бы остаться со своим представлением о том, каким был мой отец, большую часть негативной критики и составляют. Я видел, как к людям, которые имели негативное отношение к картине по разным причинам, картина пробивалась, и видел, что многие люди, которые были готовы всю желчь, которая в них есть выпустить после картины, тем не менее ее принимали. Я думаю, что очень многих мы переубедили.
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, я очень детально изучала Вашу конференцию на Первом канале, Вы сказали, что Марина дала разрешение на эту картину. Что под этой фразой понимать?
Высоцкий Никита: Существует авторское право, права на имя, на репутацию, то есть она могла не согласиться и тогда наша картина остановилась бы. Другое дело, что такое же право было у меня и у моего брата по поводу ее спектакля, но мы не возражали. Я думаю, что это правильный, взрослый жест, то, что она согласилась на эту картину. Я с самого начала, как только появилась идея написать сценарий, через ее доверенное лицо Юлю Абдулову этот замысел озвучил, она достаточно долго решалась, но потом подписала все бумаги.
Ведущий конференции: Вы настолько высоко подняли планку, а что дальше? В каком направлении будете двигаться?
Высоцкий Никита: Что касается моей жизни, мне надо, чтобы картина меня отпустила, потому что я очень завязан на нее, я не могу ни о чем думать, ни чем говорить, кроме картины. А что касается дирекции кино, то у них планов громадье. Это одна из наших лучших продюсерских компаний. Я думаю, они будут делать дальше хорошее кино, не хуже, чем мы с ними сделали. Самое трудное в работе над картиной было именно держать планку, не опускать, не идти на какие-то компромиссы, потому что наша планка – Владимир Семенович Высоцкий. Это было не просто, мы останавливались, у нас не все с первого раза получалось, у нас было пересъемов порядка 20 смен. Планку мы себе подняли серьезную, я думаю, что дирекция кино в состоянии и дальше снимать хорошие фильмы. Думаю, так и будет.