Алексашенко Сергей Владимирович 16:38 19/10/2009
Надо научиться производить что-то, где добавленная стоимость будет присутствовать. Экспорт сырья - вещь важная для российской экономики, но нужно понимать, что мы не Саудовская Аравия, нас 140 млн человек, и того объема нефти, который мы продаем, металлов , другого недостаточно, чтобы прокормить всех. Эффективная экономика – это экономика, которая может производить добавленную стоимость и продавать свои товары в остальном мире.
Нужно смотреть, какие конкурентные преимущества есть у российской экономики. Нельзя вдруг взять и начать производить автомобили. В СССР не было собственного автомобилестроения, автомобильные заводы практически все импортированные, только где-то в 60-е годы, а где-то – в 30-е. Все не свое. Поэтому считать, что ниоткуда у нас возьмется школа конструкторов автомобилей, что они будут такие замечательные, еще и с нашей трудовой дисциплиной, неправильно. Надо искать, где у нас конкурентные преимущества. Могу назвать два сектора. Конкурентным преимуществом является наличие нефте- и газопроводов, идущих в Европу. Просто газ и нефть можно перерабатывать, увеличивая стоимость продукции. Можно вдоль наших нефте- и газопроводов строить химические предприятия, и в Европу продавать продукцию химической промышленности. Далее проблема в том, что Россия не является производителем химических технологий, значит, нужно с кем-то из иностранных инвесторов договариваться, чтобы они принесли сюда не деньги, а оборудование и технологии. Второй сектор – пока есть возможность закрепиться на рынке самолетов, по крайней мере гражданских, меньше знаю о военных, есть нишевые модели. Мы не можем конкурировать с Боингом и Эарбасом, потому что уже поздно и нет модельного ряда, с которым можно выходить на средне- и дальнемагистральные рейсы. На региональных авиалиниях есть какие-то проекты, которые в нишах определенных могут создать достаточно конкурентоспособный товар. Проблема в том, что пока мы думаем о том, что нам делать, забываем, что экономика стала глобальной. Редко в мире встречаются случаи, когда все производство сосредоточено в одной стране. Надо искать сотрудничество со странами, которые являются большими рынками сбыта. Если мы все это будем делать для своего внутреннего рынка, то 10 самолетов в год, которые будут производиться, недостаточно, чтобы предприятие было эффективным. Их нужно 110. Не бывает единого рецепта, чтобы экономика завтра стала счастливой. Надо разбираться. Понятно, что таких конкурентных преимуществ у России много.