Отец Алексий (Поликарпов) 02:18 20/04/2011
Ведущий конференции:
Во время Страстной недели каждый день посвящен чему-то, как нам себя вести, что необходимо об этом знать?
Отец Алексий (Поликарпов):
Если говорить о Пасхе, Страстной неделе, то начать нужно с предыдущей субботы –Лазаревой, когда, как сказано в Евангелие, Господь воскресил Лазаря Четверодневного, брата Марфа и Марии, которые были близки ко Христу. Лазарь умер, и сестры возвещают об этом Христу. Христос сказал своим ученикам: Лазарь не умер, он уснул, идем к нему. Лазарь 4 дня лежал во гробе, Господь пришел и обратился к нему: Лазарь, гряди вон! (Лазарь, выходи!). Воскресший Лазарь вернулся к жизни.
За этим следует воскресение, которое называется в народе «вербным», еще его называют праздником Входа Господня в Иерусалим. Господь входил в Иерусалим. Если по Евангелию, мы знаем, что до этого он возвещал свои учения, но часто говорил своим ученикам, что не нужно разглашать это. Здесь он уже выступает во всей славе. На этот праздник собралось множество народа в Иерусалим. По словам Димитрия Ростовского: «В этот день собралось до 3-х миллионов человек. Никогда не было столько народу. Иудеи пришли праздновать в город. Были не только взрослые люди, но и младенцы, которые встречали его как царя». Люди в знак приветствия резали и постилали по дороге пальмовые, финиковые ветви, некоторые клали свои одежды. Казалось, ликовал весь город. Но Христос, глядя на это торжество, не разделял их радости, потому что он знал и говорил своим ученикам, что «мы восходим в особые дни, Господь грядет на страдание». Уже потом те же иудеи кричали: «Распни его. Кровь его на нас, детях наших». Так закончился этот праздник.
Мы, православные христиане, готовимся к Пасхе. Эта неделя называется Страстная (от слова «страсти» – страдания Христа). Вспоминаются события из Евангелия, Священного писания, вспоминается Бесплодная смоковница, которая принесла только листья, говорится о душе, которая должна служить Богу, любви, миру, людям. Она не делает этого, и человек остается бесплодным. оворится о праведном Иосифе, которого братья продали в рабство. Мы знаем об истине, знаем, что должны любить друг друга, должны любить Христа. Однако мы не делаем этого. В среду воспоминается суд над Христом, когда священники решили, что придадут его на смерть. А женщина, которая именовалась блудницей, взяла драгоценное миро, которым обычно готовили к погребению, и возлила его на Христа. Это знак к будущим страданиям, Христос принял это, когда женщину упрекали в том, что она совершила безрассудный поступок, можно было это миро продать, раздать нищим, об этом, кстати, говорил Иуда.
Великий четверг – Тайная вечеря, установление таинства евхаристии - святого причащения. Христос собрался со своими учениками и совершил Тайную вечерю. Он преломил хлеб, сказал: «Примите, едите, сие есть тело мое». О вине сказал: «Сия есть кровь моя, проливаемая за Вас и многих». Это установление - таинство евхаристии – главное, что есть в христианстве. В четверг церковь приглашает своих прихожан вечером на службу страстных Евангелий. 12 Евангелий читается, перемежается с богослужением, песнопениями. В них наиболее полно отмечены места страдания Христа, глумления, насмешек, поругания.
В Великую пятницу читаются великие часы - это непродолжительная служба с утра. Читаются Евангелие, Священное писание, песнопения, которые тоже говорят о том, что ожидает Христа. Днем в русской православной церкви выносят плащаницу – икона на ткани, на которой изображен умерший Христос. Совершаются песнопения и вечером погребение плащаницы - погребение Христа. Совершается погребальное песнопение, крестный ход, который знаменует собой несение Христа в пещеру. Наступает Преблагословенная суббота – день покоя, когда Христос покоится во гробе. Когда мы говорим о погребении Христа, мы знаем, что в Священном писании говорится не просто о могиле, а о пещере. Христа обернули в ткань и положили в гробе в этой пещере. Сейчас можно видеть это место в Палестине, в Иерусалиме, в храме Гроба господня. Но разделено место, где первоначально Христос был положен на камень, называется Камнем Помазания, и пещера, в которой Христос был погребен. Наглядно это видно в Палестине, в Хевроне. И отверстие, потому что мы знаем из Евангелия, женщины–мироносицы, которые хотели помазать покойника, не нашли его. Когда они шли ранним утром, тревожились, кто же им откроет эту пещеру. Это было довольно сложно сделать, это было отверстие, которое было заложено камнем. Когда они вошли, пещера была открыта, они не увидели Христа. Они были в недоумении, тревоге, где же их учитель. Они увидели одежды и ангела, который им возвестил о том, что Христос воскрес. Церковь, воспоминая эти события в течение недели, позволяет на богослужениях проследить весь путь Христа, от его страданий, к его воскресению - то, что мы именуем Святой Пасхой, восстанием Христа из гроба. В священном писании говорится, что если бы Христос не воскрес, то мы были бы самые несчастные люди. Мы называемся христианами, потому что верим во Христа воскресшего, пострадавшего, он дал нам силу, крепость, благодать, вечную жизнь. В этом он нас подкрепляет, наставляет, дает возможность, восставши от греха, стремиться к исправлению.
Ведущий конференции:
Люди должны что-то делать в эту неделю?
Отец Алексий (Поликарпов):
Чистый четверг - Великий четверг, некоторые считают нужным в этот день покрасить яйца, чтобы к Пасхе они были готовы, некоторые запекают соль, чтобы потом ею можно было пользоваться, как память об этих днях. Есть остров Корфу, там в Великую субботу есть обычай: люди из окон своих домой выбрасывают посуду в знак того, что ветхое и плохое они отрывают от себя, воспринимают чистое, возвышенное.
Мы знаем, что хозяйки пекутся о том, чтобы у них были куличи. Люди красят яйца, делают творожную паску. Каждый хочет сам полакомиться, утешить своих близких и родных. Это готовят заранее, в Великую субботу куличи, паски яйца люди приносят в Храмы, освещают, поются молитвы, священник окропляет их святой водой. Таким образом, была приготовлена пасхальная трапеза. Можно взять это с собой на Богослужение или на Пасху и потом освятить. Это всегда радостно и трепетно, потому что приходят разные люди. В Даниловом монастыре освящение начинается в субботу с 8 утра и заканчивается около 22 вечера. Куличи можно печь в любой день. Мы знаем, для чего мы их освещаем - мы помним о Христе.