Родригез Тимур 13:08 23/08/2013
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. А в гостях у нас Тимур Родригез – человек, от которого работают все приборы в нашей студии и от которого сразу стало тепло и прекрасно на душе, несмотря на то, что на улице так грустно. А Тимур сидит у нас в студии в шортах, загорелый.
Родригез Тимур: Я тоже рад вас видеть. Я всеми силами противостою этой чудовищной погоде, которая явилась сюрпризом для меня самого. Но у нас всё-таки пока лето, поэтому даже если температура об этом не говорит, я буду ходить в шортах. Тем более, что я так редко бываю загорелым после натурального солнца. Это единственная возможность продемонстрировать загорелые ноги (смеются).
Ведущий конференции: Наконец-то вышел твой клип или, как ты его называешь, мини-фильм. Наши читатели и я с огромным удовольствием его посмотрели. В одном из своих интервью ты сказал, что твой клип должен доказать нашим зарубежным коллегам, что мы здесь тоже что-то можем. А зачем мы всё время кому-то что-то доказываем? Мне казалось, что у них там свой музыкальный рынок, а у нас – свой.
Родригез Тимур: Когда ты являешься представителем рынка, на котором, будем говорить объективно, не всё в порядке по причине регулярного появления песен а-ля «О, боже, какой мужчина» и шумихи вокруг подобных песен, потому что любая подобная песня отбрасывает нас ещё на 10 лет назад, ты вынужден доказывать. Как мне кажется, самое страшное – это не появление подобной песни, а шумиха вокруг неё, привлечение ещё большего внимания к подобному «творчеству». Безусловно, на одной и той же территории могут находиться разные музыканты. Это как в зоопарке, где находятся интересные животные и не очень; которые умеют себя вести и нет; которые умеют носом поднять шар, подбросить его в воздух, привести в восторг зрителей, а есть те, которые сидят в углу клетки и ничего больше не делают, на них только смотрят. В нашем «зоопарке», я тоже к нему имею отношение, очень хотелось бы смотреть на тех, кто умеет что-то делать, а не просто довольствоваться своим существованием и минимальными ресурсами, которые этот маленький мозг может воспроизвести. Я говорю образно, а не о ком-то конкретно. Песня «О, боже, какой мужчина» - всего лишь символ того, что в нашей стране происходит до сих пор.
И, к сожалению, мы не можем изменить ситуацию. Песня зазвучала, она стала популярной, а популярной она стала, потому что её слушает народ. Если народ кормить в течение 30 лет одним и тем же материалом, он привыкнет к нему очень быстро и не захочет слушать что-то сложнее. Мы, я имею в виду нашу страну, наше телевидение, снимаем сюжеты о триумфальном возвращении певицы в шоу-бизнес. Я прошу прощения у Натали, которая, наверное, всё утро икает. Я сегодня решил сконцентрироваться на ней. До Стаса Михайлова ещё очередь дойдёт (смеётся). История очень простая. Мы не можем просто сидеть и принимать факт того, что Россия по-прежнему является для иностранцев страной третьего, четвёртого, десятого мира, что мы по-прежнему здесь варимся в собственном соку и не можем производить материал на уровне.
Мы можем это делать. Мы можем делать достойные клипы, писать музыку на высоком уровне. Мы можем без стеснения выходить на сцену за пределами страны и показывать, что мы способны на гораздо большее, что Россия совсем не отсталая страна. Я выступаю в непривычной для себя роли патриота, но я радею за нашу музыкальную эстраду и за тех, кто на ней может оказаться, и кого на ней до сих пор нет. Я знаю огромное количество талантливейших людей, которые пишут потрясающую музыку на высочайшем уровне, но не у всех, к сожалению, складывается по определённым причинам. У нас есть группы, которые существуют больше на Западе, нежели в России: «Pompeya», «Tesla Boy». Это люди из Советского Союза, которые пишут музыку сами, которые снискали уважение и за пределами страны, потому что делают это на уровне. Но не у всех получилось с течением времени добиться внимания со стороны тех, чей музыкальный вкус позволяет вычленить эту музыку среди всего хлама, который производится с пометкой «Мы тоже умеем так». Я делаю сноску на то, что все те, кто пишут песни на английском, не должны обязательно претендовать на то, что их похвалят. Не каждый трек, написанный с прицелом на то, чтобы стать иностранным хитом, этим хитом является. Когда я говорю, что мы можем доказать, я это говорю со знаком «+», нежели со знаком «—», когда мы пытаемся выпрыгнуть из штанов и сказать: «Мы можем, посмотрите на нас». Нет. Надо просто спокойно продолжать делать то, что мы делаем, чтобы они сами обратили на нас внимание и, поверьте, это происходит.
Ведущий конференции: А тебе не кажется, что ты немного идеализируешь, говоря о том, что происходит за рубежом? Мне кажется, что «хиты» от Натали или Стаса Михайлова, может быть, немного в другом варианте, но на Западе тоже есть. Ведь у них не всё на уровне.
Родригез Тимур: Безусловно. Но если мы говорим о хорошей музыке, об индустрии, которая породила клипопроизводство, песни, которые вошли в Золотой фонд мировой музыки, это музыка, которую мы хотим слушать, которую вспоминаем, цитируем, которая ассoциируется с самыми приятными моментами нашей жизни, то это так.
Да, безусловно, там есть те, над кем смеются. Там даже над Бритни Спирс и Джастином Бибером смеются. Но если мы сравним Джастина Бибера и Бритни Спирс с теми, кто здесь является заслуженными, народными, тогда я не знаю, кто они. Они все, надо сказать, инопланетяне. Пока мы примыкаем к тем, кто обливает грязью этих артистов, мы выглядим смешно сами, потому что, несмотря на то, что Бритни Спирс большую часть концерта работает под "плюс", под фонограмму, она всё равно трудяга и делает это так, как редкий артист в России может сделать.
Джастин Бибер очень круто работает. Он поёт живьём. Посмотрите его выступления, как он поёт в акустике на шоу Эллен ДеДженерес. Это невероятно круто! Да, он – забавный персонаж. Да, на его чёлке сделали миллиарды долларов. Кого-то это раздражает, так же, как меня раздражают гонорары Стаса Михайлова, но и там это вызвано тем, что музыканты в течение долгих лет пытались добиться высоких гонораров, работая только ради музыки, а не ради шоу. Поэтому их, безусловно, расстроил тот факт, что мальчик из Интернета заработал за месяцы больше, чем они за всю свою жизнь. Да, безусловно. Но при этом нельзя умалять достоинства мальчика и забывать тот факт, что этот мальчик – тоже работяга, несмотря на то, что в него вкладывают, с ним занимаются. Он даёт эти результаты.
Там нет случайных людей на сцене. Вот о чём мы должны всегда помнить, сравнивая наш шоу-бизнес и зарубежный. И даже если такой человек появляется, и он является чьим-то любовником, любовницей, дочерью, на них никто не придёт, если они ничего не умеют. Они не выйдут на сцену, если не умеют петь, танцевать и держать публику. У нас же на сцене — огромное количество артистов, которые не умеют ни петь, ни танцевать, не умеют быть артистами на сцене.
Кому-то достаточно того, что они просто поют, я имею в виду тех, кого уже признали «иконами». Когда человек просто стоит и поёт, он должен что-то ещё из себя представлять, он должен быть личностью, потому что его внутренний мир в какой-то момент должен выплеснуться на аудиторию, которая пришла его послушать или, тем более, смотрит его по телевизору. Если мы говорим о западном шоу бизнесе, то там огромное количество людей, которые могут просто выйти на сцену и спеть, как это делает Стинг, например. Но это такая глыба! Он просто стоит и поёт, а ты находишься в состоянии тотального паралича, потому что он – великий артист. И таких, как Алла Борисовна в нашей стране больше не будет, вернее, я надеюсь, что будут. Я имею в виду другого плана. Но если мы будем говорить об Алле Пугачёвой, которая может просто выйти к микрофону, не будет двигать ни одной мышцей лица, не будет двигать ни одной частью тела и споёт так, что мы умрём в очередной раз, — да, такие артисты делают возможным пребывание на сцене без единого движения.
Но это Пугачёва и это Стинг. А когда на сцену выходит человек, которому нечего сказать, нечего дать, то он хотя бы должен заполнить собой сцену другой формой энергетики. У огромного количества артистов в нашей стране эта энергетика отсутствует напрочь. Их неинтересно смотреть. Вот о чём я говорю.
Ведущий конференции: Для тебя тот уровень, на котором поёт Пугачёва и Стинг – это похожие вещи?
Родригез Тимур: Это абсолютно разные вещи, безусловно, потому что эти артисты – разные, но они оба – великие артисты. То есть для меня Пугачёва – великая актриса и певица, для меня Стинг – гениальный музыкант, он – не актёр, но очень глубокий человек, невероятно умный. И ты понимаешь, что он умён, даже когда он просто поёт, когда ты не читаешь его книги, которые написаны блестяще, потому что у него – степень по литературе.
Я больше люблю смотреть концерты, когда они представляют из себя полноценное шоу, когда на сцене всё-таки происходит чуть больше, чем просто сидит группа. Но могу сказать честно, что при всей моей любви к шоу, к Майклу Джексону, Бейонсе, шоу Стинга я смотрел с не меньшим удовольствием. Я приехал на гастроли в Ростов-на-Дону пару лет назад и как раз закачал себе в iРad концерт Стинга в Берлине с Лондонским симфоническим оркестром. Я не помню, что происходило в течение дня, потому что я не мог оторваться от своего устройства. Я досмотрел концерт до конца, плакал несколько раз, меня музыка доводит до искренних слёз, и не мог выключить iPad, потому что это было невозможно. Я приехал в ресторан и ел, не отрываясь от него. Ехал в машине в гостиницу, мне нужно было поспать перед концертом, потому что был очень уставшим, а я сел и пока не досмотрел до конца, спать не лёг. Это что-то фантастическое, хотя на сцене просто сидят музыканты и Стинг просто поёт. Но надо сказать, что он – один из тех, чьи песни содержат в себе глубочайший смысл; он – один из тех, кто добивается камерности, даже когда выступает на больших площадках. Это то, чему нужно учиться, потому что, если в моём концерте превалирует всё-таки этот «огненный шар», которым мы поджигаем всё, что происходит в зале, мне хочется научиться и тому, что делает Стинг, когда он просто поёт, когда он всего лишь рассказывает истории под музыку.
Ведущий конференции: Я это слабо себе представляю с твоим темпераментом (смеются)
Родригез Тимур: Да, мне кажется, в моём случае это абсолютно невозможно, но тем не менее это то, чему тоже стоит поучиться, потому что это ещё одна грань артистических возможностей.
Ведущий конференции: А какой выход? Из того, что ты обрисовал, выход один – учиться у западных коллег. Ты даже свою последнюю песню записывал в Лос-Анджелесе, если я не ошибаюсь?
Родригез Тимур: Она была записала в Лос-Анджелесе, но вокал я писал здесь, потому что у меня не было времени поехать туда. Но трек писали в Лос-Анджелесе и доводили его до ума там. Продюсеры работали со мной дистанционно.
Меня дико раздражает, когда наши именитые артисты говорят: «Вы в России, пойте на русском». Что за чушь! Почему в такой большой стране, где живут умные люди, где образование находится на высоком уровне, мы настолько узко мыслим? Почему норвежским, шведским, ирландским певцам такого не говорят? Давайте мыслить шире!. Мир – огромный, и мы должны коммуницировать, мы должны быть понятны и для тех, кто живёт за пределами нашей страны, ведь мы хотим показать, что наш ресурс – это не только нефть, газ и полезные ископаемые. Мы хотим показать, что у нас не только балет, литература, наука и искусство в целом находятся на высоком уровне. Есть ещё поп-музыка, которая может претендовать на то, чтобы называться искусством, не мегавысоким, потому что мы до сих не произвели ничего подобного тому, что произвели там. Да, группа «Тату» создала прецедент. Да, группа «Серебро» сейчас пытается его повторить. Но нам ещё долго нужно…
Ведущий конференции: А Тимур Родригез пытается повторить?
Родригез Тимур: Конечно. Именно поэтому я записываю песни на английском языке. Скажем так, это вторая причина. Первая причина в том, что я просто люблю английский язык, и многие песни рождаются на английском языке, я ничего не могу с этим поделать. Когда ты пытаешься адаптировать англоязычную песню, написанную на тотальном позитиве и живой энергии, ты пытаешься пойти на определённый компромисс для того, чтобы песню поставили на другие радиостанции, которую крутят исключительно русскоязычную музыку, чтобы тебя поняли те, кто не понимает английский и воспринимает только русскоязычный материал. Даже в этом случае у тебя не всегда получается, потому что некоторые песни невозможно адаптировать и выпустить в русскоязычном варианте — они потеряют свою ценность, они хороши именно с английской фонетикой, потому что именно под английскую фонетику была написана музыка, а иногда одновременно с мелодией приходят слова. Это абсолютно честная история и пусть она будет честной до конца. Я считаю, что это правильно.
Ведущий конференции: Что-нибудь русское ты любишь?
Родригез Тимур: Конечно. Я могу долго перечислять музыкантов, с которыми я имею счастливую возможность встретиться на площадке, пожать руку, в очередной раз сказать, как они прекрасны. Я обожаю группу «Моральный кодекс», их музыку, их тексты. Я очень долго был фанатом группы «Браво» и до сих пор не смогу усидеть, когда они будут играть. Я обожаю Земфиру, группу «Пятница», правда, это уже Украина, но будем считать, что это всё равно наша большая страна - Советский Союз, и пели они на русском. Я люблю очень много российской музыки. Я люблю то, что делает Баста, причём проект «Ноггано» тоже является интересным для меня.
Я рад тому, что в нашей стране всё-таки происходит сдвиг и он абсолютно очевиден. Я слушаю много русскоязычной музыки, она у меня есть. Я очень люблю Валерия Миладзе, который потрясающе работает. Он – один из тех уникальных музыкантов, которые, имея уже высокий статус, выходят на сцену и по-прежнему интеллигентны, скромны. Он принадлежит к тому редкому числу артистов, которые не могут не откликнуться на просьбу зала спеть на «бис». Он может петь на «бис» ещё столько же, сколько он уже спел. Я неоднократно был свидетелем подобных концертов, когда он не мог уйти со сцены, потому что люди просят. А люди в абсолютно искреннем экстазе. Он настолько искренний, тёплый человек! Это невозможно спрятать. Он – настоящий, и это очень важно.
Многие артисты сделаны, придуманы – и это тоже неплохо. Есть Леди Гага, Джастин Бибер, Бритни Спирс – люди, с которыми работали, которым придумали имидж, историю, характеры. А есть те, кто абсолютно самобытен, самодостаточен. И их настоящая сущность не претерпела никаких изменений, никаких внедрений и никаких историй с обработкой образа, с работой над тем, как же подать тебя зрителю, чтобы ты был интересен. Вот ты такой – давай посмотрим, а вдруг ничего не надо делать. Наверное, это и произошло. Будет интересно, если Валерий совсем не такой (смеются). Я шучу, конечно. Это тот самый цельный образ, который работает. И это здорово.