4 февраля с 13.00 до 14.00 на вопросы читателей AIF.RU ответил известный писатель-сатирик. Михаил Николаевич рассказал о конкурсе, который проходит на нашем сайте. Этот необычный конкурс посвящен творчеству его отца, писателя Николая Павловича Задорнова, которому в этом году исполняется 100 лет.
Конкурс от Михаила Задорнова: ответь на вопросы и выиграй 10 тыс. рублей
«Я буду вам платить за чтение хороших книг!»
Михаил Задорнов: веселый потомок польских королей
Я это говорю, потому что издательство «АСТ» напечатало все его романы сейчас. Издательство просто так печатать не будет. Значит, романы покупают. Мне это очень приятно, потому что в 90-е годы было затишье, в эти бандитские годы, когда читать никто не хотел, интереснее было убивать друг друга.
Сейчас пробудился интерес, к чтению даже у молодежи, даже у той, которая вообще читать не хотела. Мне показалось интересным провести такую викторину вот почему. В романах отца есть события, которые не принято упоминать на Западе, вычеркиваются из энциклопедий, поскольку все-таки цензорами нашей истории, летописей, энциклопедий были всегда немцы, начиная еще со времен первых Романовых. И отец своими романами, которые в большинстве своем рассказывают о событиях 19 века, самого благородного в России, причем он может быть примером благородства для всего мира, он описывал события малоизвестные. Когда начинаю рассказывать моим молодым друзьям о том, что в романах, они берут книжки и начинают читать. То есть цепляет.
Мне кажется, сегодня, когда появляется чувство неложного патриотизма, наряду с патриотизмом ложным, хорошо бы, чтобы неложный развивался, не в шовинистическую сторону, а в истинную сторону любви к Отчизне. А молодежь, опять-таки, за всю не говорю, хочет любить родину, но надо, чтобы были причины для этого, а не просто так ходить махать флагами, нанюхавшись, и избивать иностранцев. Я считаю, чтобы этого не было, нужно образование, нужно понимать, что такое благородство, честь, достоинство. Вот этот градус мне и хочется усилить в нашей стране. Я не справлюсь с этой проблемой, но кто-то прочитает, кому-то полегчает. Поэтому как привлечь внимание людей к романам? В советское время было много хорошего. Что-то было хуже, чем сейчас, что-то – хуже. Например, за образование платили деньги – стипендии платили, сейчас надо самому заплатить, чтобы получить образование. В корне неверная ситуация. Ты родился, при том количестве нефти, газа и полезных ископаемых в стране – ты уже должен 10 тыс. долларов получить за то, что ты в этой стране родился. Потому что все должно делиться на всех в стране. Правда, это невозможно, я полушутя говорю, конечно. За образование надо платить.
Когда я в Риге написал в газете, что все, кто прочитает «Фрегат «Паллада» Гончарова, получит от меня 10 долларов. Был строго установлен срок – 2 недели. И по библиотекам пошли подростки спрашивали «Фрегат «Паллада», потому что у пап с мамами вообще-то «Фрегат «Паллада» не хранятся сегодня. И латыши библиотекари думали, что это какой-то голливудский бестселлер. Стали спрашивать, тоже пытались прочитать на латышском, оказалось, что русские дети какие-то ненормальные, что они читают! Это совершенно не экшн! В газете «Суббота», с которой мы проводили конкурс, потом набилось человек 50 прочитавших, которые пришли получить обещанные деньги. Некоторая 10-летняя малышня такая пришла с родителями, потому что родители побоялись отпускать: думали, может, маньяк косит под Задорнова, зазывает педофил. Некоторые мамы пришли с детьми, чтобы сфотографироваться со звездой, которая не должна была затеять такой литературный конкурс. Короче, несрастуха полная была в этом. И я попросил учительницу русского языка из моей школы поговорить с ребятами, чтобы удостовериться, просто так мне не хотелось деньги отдавать, пообещал – так уж за прочитанное. Она начала задавать такие вопросы… Знаете, что мне очень не нравится в сегодняшней системе образования? То, как она подражает Западу. То есть тесты, и заведены такие вопросы на знание литературы, на которые можно ответить да-нет. Литература – это не да-нет, это не арифметика! И когда она начала - уже испорченная новой системой, осовремененной на самом деле, форматной системой, рамочной системой мышления – задавать вопросы, какой длины была палуба фрегата «Паллада» или как звали капитана… Я сижу и не верю своим ушам. Это же не имеет значения для литературы! Чувствуется, что все скукожились. Мамы и те заскучнели, они вообще не знали, что такое произведение есть у Гончарова. Я тогда взял разговор в свои руки. Парнишка один сидит, по одежде чувствуется, что из богатой семьи. Меня заинтересовало, парень из серьезной семьи, из бизнесменов – почему он читал? Я его спрашиваю: скажи пожалуйста, где бы тебе хотелось побывать, после того как ты прочитал? Говорит: в Кейптауне и в Индонезии. Я говорю: а кто тебе мешает? Он говорит: да папа сказал, что в Эмираты едем, и мне в Кейптауне делать нечего. А одна девочка из бедной семьи говорит: а мне больше хотелось в Сингапур попасть. И они стали спорить, куда поехать, что поглядеть. И это было так замечательно! И даже присмирела учительница. Потом я начал раздавать бабки, кто-то говорит, мама из семьи бизнесменов: распишитесь, потому что это нам не нужно. Я говорю: это же после смерти моей в два раза дороже будет. Другой парень сказал: я не возьму денег, я читал, потому что мне было интересно, я пришел сюда посмотреть, каков результат. Он говорит: я никого не осуждаю, но разрешите пожать вашу руку. Все.
Меня осуждали читатели в газете, что это безнравственно – платить деньги за чтение. Да нравственно сегодня это! Если человек читает – уже хорошо! Только читать литературу надо, которая раскомплексовывает. Сегодня начитались дряни, и молодежь все время комплектует. Сегодня много звезд на телеэкране. Звезд много, талантливых мало. Они все поют песни, всегда ностальгируя по неосознанному. Что они переживают - жизнь замечательна! Они насмотрелись дряни, нечисти как литературной, так и киношной. А есть литература другая – прочитаешь, и счастливее жизнь твоя сложится. И к такой литературе я отношу романы отца, романы Гончарова, которые описывают то, что человека возвращает к природе, к правде из кривды. Почему мы в кризисе? Потому что мы в кривде живем!
И замечательно, что кризис произошел. Я так счастлив, когда смотрю новости – еще кто-то обанкротился, кого-то выгнали. Давно пора гнать этих топ-менеджеров, весь этот офисный планктон, которые ничего не умеют делать, путают пиксели с пенделями, но громко называются. Пора понять, что кризис – очищающее явление. Ребята, вы заморочились не теми идеалами. Должен был лопнуть этот шарик. Смотрите, кризис, а как хорошо: на улицах пробок меньше. По телевидению нет рекламы, меньше стало, про перхоть меньше говорят, про кариес, мебельные гарнитуры никто больше не продает эти дурацкие из Румынии под итальянским бредном сделанные под Варшавой из армянского гипсокартона. Всей этой дури нет. Есть, но гораздо меньше! Уже два миллиардера покончили с собой – замечательно, очистили общество. Мне диван вчера надо было купить. Я позвонил, мне сказали: быстрее заказывайте, у нас дорожают диваны. Я говорю: вы с ума сошли, вы же обанкротитесь. Они говорят: ну как, мы же ткани и дерево покупаем за границей. Что это за предприятие в России, которое дерево покупает за границей? У нас больше всего дерева во всем мире. Правильно, они должны обанкротится! Они сейчас повысят цены на диваны, никто не будет покупать, конечно, они обанкротятся. Так им всем и надо. И банки должны рухнуть. Знаете, сколько у меня знакомых уже за месяц уехали сажать редиску на огороды. Там так хорошо. И звонят мне, говорят: и чего мы раньше не ездили? Кризиса ждали. Потому что кризис - очищающее понятие. Но интересные вещи сказали издательства: читать-то стали больше читать в связи с кризисом. Вот что интересно.
У меня недавно была встреча в «Библио-глобусе». Такого количества народа никогда не было. Стояли вдаль, в закрома павильонные, по громкой связи передавали, о чем мы говорили. Такого раньше не было. 90% молодых. Причем глаза цепкие, цепляющие. Моего возраста были, но я должен сказать, что из молодежи большинство были нормальные, хоть мозг у многих чистый, как я говорю, девственный, им ни разу не пользовались, но хочется уже попользоваться. А среди моего поколения меня многие насторожили. Ко мне подошли три пророка. Говорит один: я пророк, но у меня учеников нет, помогите. Я говорю: какой ты пророк, если у тебя учеников нет? Второй пророк сказал: я уже пророчествую 10 лет, помогите, чтобы меня услышали. То есть такие шизонутики конкретные подходили. Это постарше, они обычно плохо пахнут, у них нет дезодоранта, у них вялые зубы, они пишут ахинею не много страниц. Еще один подошел - он раскрыл секреты рулетки и просит меня дать начальный капитал, чтобы мы с ним выиграли.
В общем, интересно жить стало. Жизнь налаживается. А чтобы она налаживалась у молодых и чтобы некоторые из них читали высветленную литературу, а не фальшивую, я решил провести конкурс. Мне хочется, чтобы люди, почитав, например, японскую серию романов отцовскую, чувствовали, что и в России была романтика тех отношений, которые, допустим, описывал Фенимор Купер в американской литературе, и у нас было время и золотой лихорадка… С Японией вообще загадочная история произошла. Я в Министерстве иностранных дел спрашивал: вы знаете вообще историю, как японцы подружились с русскими? Ведь Япония была закрыта 200 лет, потому что европейцы пришли и так нагадили на берегах Японии, что она на 200 с лишним лет вообще закрылась от всего мира. Она как в своей банке варилась, даже не было лодок, на которых можно было уплыть за пределы видимости с берега. Они развивались своей жизнью. Тогда у них появились эти самураи, карате - все абсолютно свое было. Если нога иностранца ступала на берег Японии, его по закону должны были казнить. В течение трех веков был этот закон. И вдруг пришли русские, желая наладить отношения, русские офицеры, среди них Можайский был, который открыл потом летательный аппарат. Наши ведь откроют – а запатентовать не успеют. Поэтому потом раз – валенки наши, а потом они к нам возвращаются под именем юги из Франции. Сапоги наши, но из Франции приходит в красивой упаковке это все. Так и с Можайским получилось. И они пришли и случилось цунами, они стояли на рейде, их не пускали даже о дружбе договариваться. Их 800 человек выкидывает на берег, и эти 800 человек русских должны казнить японцы. И вот это был поворотный момент, когда японцы поняли, что их законы не верны. И началась дружба. Там до сих пор в деревне, где жили и строили корабли русские моряки, рождаются голубоглазые японцы. Я их видел. Красивая история, о любви, о дружбе. А в это время в Японию, узнав, что русские там есть, пришли американские командоры. Они пришли и стали угрожать Японии, что они разнесут и разбомбят к чертовой матери Нагасаки, если они договор о дружбе не подпишут. Это все есть в романах отца. Конечно, мне хочется, чтобы люди прочитали и жили так же радостно, как я живу. Я вообще хочу, чтобы как можно больше людей поняли принципы, по которым живу я. Почему? Потому что я никому плохо не делаю, а с утра в хорошем настроении до вечера, если не посмотрю новости. Но это тоже один из моих тезисов – не смотри на ночь новости. Вот почему я организовал и хочу наградить тех, кто напишет нормальную работу, первые вопросы несложные. Для тех, у кого девственный мозг – сложные, да. Но надо же им пользоваться начинать когда-то, девственность терять надо, мозговую наготу надо одевать как-то. Да, я сказал, что я дам премии какие-то и поощрительные призы, помимо книг, дисков, книг отца, выпущенных в АСТ, моих книг, дисков с записями моих передач, еще и просто цинично, но очень правильно - денежные премии. А уж если совсем хорошо будет, соберу - пообедаем вместе и поцелую или разрешу себя поцеловать.