Правительство расширяет сферу применения механизма досудебного обжалования. Об этом заявил заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко на совещании с руководителями контрольных органов.
Досудебное обжалование решений контрольных органов — система обратной связи государства с предпринимателями, созданная в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), цель которой — снизить административную нагрузку на бизнес, что отвечает задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным.
Вице-премьер отметил рост востребованности сервиса досудебного обжалования. В этом году предприниматели направили через него 4,3 тыс. обращений. Это на 17% больше, чем было в прошлом году. При этом фактический срок рассмотрения таких жалоб составляет 11 дней, что почти в 2 раза меньше законодательно установленного срока.
«Наряду с простыми правилами и справедливой процедурой контроля бизнеса мы создали удобный механизм обжалования результатов таких проверок. Мы постоянно развиваем сервис, делаем его быстрее и комфортнее, расширяем его функционал. При этом жалобы являются для нас эффективным инструментом обратной связи от предпринимателей», — подчеркнул Дмитрий Григоренко.
В частности, с апреля 2022 года в сервисе была создана возможность подачи жалоб на нарушение моратория на проверки. В прошлом году также была внедрена функция подачи заявлений о продлении срока устранения нарушений, выявленных контрольным органом. За год количество таких обращений выросло в 2 раза и превысило 10 тыс. В августе 2023 года в сервис была внедрена возможность обжалования категорий риска.
Кроме того, в 2023 году правительство по поручению президента применило практику досудебного обжалования к сфере разрешительной деятельности. Для этого на портале госуслуг в августе текущего года был запущен сервис досудебного обжалования действий разрешительных органов. Сегодня он позволяет предпринимателям обжаловать решения и действия госорганов для более чем 300 востребованных бизнесом видов разрешений и лицензий.
В ходе совещания Дмитрий Григоренко подчеркнул, что необходимо работать с причинами жалоб. По его словам, они бывают совершенно разными — от человеческого фактора до устаревших правил, которые требуют изменений.
Глава аппарата правительства поручил Минэкономразвития ежемесячно составлять списки наиболее распространённых причин подачи жалоб. Такая аналитика будет применена для дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности.