Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 10 минут
5845

Мне сверху видно всё. Беспилотники в гражданском секторе экономики

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 31. В Курске дело 30/07/2025
Квадрокоптер патрулирует пойму реки. Беспилотники уже давно охраняют природу.
Квадрокоптер патрулирует пойму реки. Беспилотники уже давно охраняют природу. ГК «Геоскан»

В августе 2021 года в Анапе произошло чудо: беспилотник не дал человеку утонуть. Парень заплыл слишком далеко в море и не рассчитал своих сил. Это заметил оператор дрона через мощную оптику и сбросил утопающему спасательный круг. Похоже, то был первый случай спасения жизни при помощи дрона. И уж точно не последний.

Дрон в помощь

В последнее время наряду с понятием «дрон» применяют более широкий термин «беспилотная авиационная система» (БАС). Такая система, помимо собственно беспилотника, включает наземный пункт управления, систему связи, оборудование для запуска и транспортировки и т. д.

С 2024 года отрасль беспилотной авиации развивается в России по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы». Его главная цель — повсеместное увеличение рынка БАС, в которых используются отечественные материалы и технологии. Для этого предусмотрены стимулирующие меры технологического, правового и финансового характера. По словам генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, разработчики дронов могут, к примеру, получить грант в размере до 100 миллионов рублей на оформление конструкторской документации или 250 миллионов рублей на сертификацию нового беспилотного аппарата. А резидентам профильных научно-производственных центров могут компенсировать до 90% затрат и по созданию БАС.

Фото: ГК «Геоскан»

Объём производства российских беспилотников гражданского назначения в прошлом году составил 16,4 тысячи единиц, что в 2,5 раза больше показателя 2023 года. Во многом это потому, что в разработку БАС пошёл малый и средний бизнес, что, в свою очередь, связано с мерами господдер­жки. Ими в прошлом году воспользовался почти каждый третий производитель дронов.

В случае ЧС

Ещё один случай спасения. Зимой на Камчатке заблудились туристы. При обследовании территории их засёк беспилотник с видеокамерой. Благодаря этому спасатели смогли оперативно оказать помощь, а без дрона люди могли погибнуть.

Фото: ГК «Геоскан»

Парк беспилотных авиасистем МЧС России насчитывает тысячи аппаратов. В ведомстве справедливо считают, что применение БАС значительно повышает эффективность работы спасателей. Иногда они просто незаменимы: случается, что разведка места происшествия в пешем порядке или на автомобиле крайне опасна.

Только в 2024 году беспилотными подразделениями МЧС России выполнено почти 24 тысячи полётов общей длительностью более 5,5 тысячи часов. В министерстве действует программа обновления парка БАС до 2030 года, в том числе при поддержке нацпроекта. Спасатели получат современные системы самолётного и вертолётного типов для применения в разных климатических условиях и для различных задач. Подготовку пилотов проводят ведомственные вузы.

Фото: ГК «Геоскан»

Где тлеют торфяники

Москвичи помнят август 2010 года, когда над столицей повис густой смог оттого, что в Подмосковье горели торфяники. На самом деле они тлеют практически круглый год, даже под снегом. В ФБУ «Авиалесоохрана» это явление называют транссезонными пожарами и связывают с изменением климата и повышением зимних температур. Так вот, лучшее средство для мониторинга этих пожаров — беспилотники с тепловизорами. Они позволяют обнаружить свыше 95% очагов, в то время как традиционными способами  можно выявить не больше 50%.

«Раньше эту работу выполняли, обходя очаг возгорания пешком, или проводили обследование при помощи пилотируемой авиации, — комментирует главный аналитик Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства Михаил Конюшенков. — Несомненно, с помощью дронов обследовать пожар намного проще, быстрее и точнее».

Внедрение дронов позволило в 3 раза снизить уровень пожароопасной обстановки и в 5 раз — стоимость авиапатрулирования лесов.

Они стали незаменимыми помощниками парашютно-десантной пожарной службы, особенно в труднодоступных местах со сложным рельефом и густой растительностью.

Фото: ГК «Геоскан»

В 2024 году по федеральному проекту «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные системы» (составная часть нацпроекта) парк федеральной Авиалесоохраны пополнили 4 БАС самолётного типа и 16 мультикоптеров для мониторинга обстановки. Это — в дополнение к 109 уже имевшимся на тот момент беспилотникам.

Землемер из поднебесья

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — орган с весьма многочисленными функциями. И одна из них — составление подробных карт земельных участков и построек. Давно прошли те времена, когда этим занимались исключительно землемеры. Теперь им на помощь пришли (точнее, прилетели) БАС.

Благодаря использованию беспилотных летательных аппаратов у государственных инспекторов появилась возможность обследовать труднодоступные земельные участки и территории. Причём не просто обследовать, но и получить их высокоточные пространственные данные. В текущем году подобным образом выявили более 130 тысяч гектаров земель, используемых не по целевому назначению.

«Использование беспилотных летательных аппаратов в рамках федерального государственного земельного надзора позволяет дистанционно получать актуальные пространственные данные и на их основе делать выводы о наличии или отсутствии нарушений требований законодательства при использовании земельных участков, — уверен заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов. — Дистанционными методами, в том числе с помощью беспилотников, Росреестром с начала 2022 года уже обследовано более 3 миллионов гектаров земель».

Фото: ГК «Геоскан»

На данный момент в ведомстве находятся на службе 126 БАС, в этом году парк пополнится ещё 25. Кроме того, 159 беспилотников насчитывается в Роскадастре — отдельной, но тесно связанной с Росреестром организации, которая тоже занимается сбором пространственных данных. В прошлом году по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» туда поставили 91 аппарат. В нынешнем добавится ещё 154. Таким образом, общий парк обеих организаций к концу 2025 года составит 464 БАС. В связи с этим планируется обучить 476 «дроноводов» вдобавок к более чем 650 уже имеющимся пилотам.

На высоких Вольтах

Специалисты компании «Россети», которые отвечают за передачу более 80% всей электроэнергии страны, уже давно включили квадрокоптеры в по­вседневную работу. Раньше осмотр проводов и опор требовал привлечения опытных специалистов, а иногда даже отключения электричества. Теперь же выполнить эти задачи стало проще и безопаснее: с помощью дронов можно быстро и без риска для жизни проверить состояние линий, в том числе в труднодоступных местах — в горах, тайге или на болоте.

В июне 2025 года на испытательном полигоне Интеллектуальной лаборатории цифровых сетей (ИЛЦС) «Россети» прошли успешные тесты новых технологий: беспилотники научились устанавливать специальные датчики, которые сигнализируют о возможных авариях на линиях под напряжением. При этом электричество не нужно отключать — это экономит время и позволяет избежать перебоев в подаче энергии.

Таким образом, современные технологии делают энергетическую инфраструктуру надёжнее, а работу специалистов — безопаснее и эффективнее.

Против браконьеров

Беспилотники незаменимы, если надо быстро обследовать большие территории или в случае с охраной водных ресур 1532 сов — акватории. БАС применяют уже для мониторинга водоёмов и поиска браконьеров. Камеры с высоким разрешением с высоты 300 метров могут зафиксировать не только номер судна, но даже лицо нарушителя, не говоря уж про незаконно выставленные сети. В Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовстве) говорят, что всё это становится доказательной базой в случае передачи дела в суд. Такая практика уже давно применяется на Балтике и Каспии, Волге и реках Сибири, а также на Дальнем Востоке.

Сотрудники ФГБУ «Главрыбвод», подведомственного учреждения Росрыболовства, используют в своей работе беспилотники самолётного и вертолётного типа, полученные по нацпроекту, — причём не только в борьбе с незаконным выловом, но и для преодоления последствий различных природных явлений. Например, для выявления завалов на реках, которые мешают прохождению рыбы на нерест. Но расчищать их приходится уже на земле.

КСТАТИ
Беспилотные авиационные системы уже давно применяются в сельском хозяйстве, при фото- и видео­съёмке, для разведки месторождений полезных ископаемых. На повестке дня — такие интересные направления, как аэротакси и доставка донорских органов. Многие из этих разработок будут тестироваться с 7 по 17 августа в Москве на площадках «Сколково» в ходе Международного форума по развитию беспилотных систем «Беспилотные системы: технологии будущего». Он стартует с проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2025». Площадка объединит участников из разных регионов России, вузов, стартапов и компаний, работающих в сфере новых технологий. На интенсиве запланированы образовательные программы, лекции, мастер-классы, а также национальные соревнования дронов с международным участием. «Архипелаг» проводится с 2018 года, и за это время в нём приняли участие свыше 4,5 тысячи человек из 78 регионов страны. В прошлом году полёты проходили ­на аэро­дроме «Пушистый» в Сахалинской области. За 10 дней форума было совершено 350 вылетов дронов, а общее количество часов налёта аппаратов превысило 150 часов (больше 6 суток полётов без остановки). Одним из ключевых «полётных» направлений на аэродроме «Пушистый» стали крупнейшие в России соревнования дронов: более 600 участников из более чем 60 регионов России. В этом году участниками мероприятия помимо россиян станут представители 12 стран, в том числе Китая, Индии, Бразилии, Эфиопии, Узбекистана и Киргизии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых