Продолжается приём заявок на участие в VIII Национальном конкурсе инновационных проектов в аэрокосмической отрасли Sky.tech. Сделать это могут авторские коллективы вузов, научных организаций и предприятий отрасли, у которых есть проекты с коммерческим потенциалом.
Что это за конкурс?
Конкурс проводится ежегодно с 2016 года Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). В 2016-2022 годах на него было подано более 300 инновационных проектов. За всё время проведения в нём приняли участие коллективы более 50 предприятий, университетов и научных организаций из почти 30 субъектов Российской Федерации.
Национальный конкурс Sky.tech входит в инициативу «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» Десятилетия науки и технологий. Он ориентирован на поиск, поддержку и продвижение инновационных проектов отраслевой направленности. Важно, чтобы они имели потенциал для коммерциализации. Также конкурс направлен на поддержку инновационных инициатив молодых учёных для аэрокосмической отрасли.
Приём заявок осуществляется до 1 сентября 2023 года, экспертиза и отбор финалистов пройдут до 30 октября, подведение итогов состоится 30 ноября.
Подать заявку можно на сайте http://innovation-contest.tsagi.ru.
Кто среди партнёров?
На данный момент у конкурса более 15 партнёров. Это крупные госкорпорации, институты и компании — такие как Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Фонд «Сколково», ООО «Инконсалт-К», ПАО «ОАК», ПАО «Яковлев», АО «НЦВ Миль и Камов», ГК «Роскосмос», АО «Кронштадт», ООО «Аэромакс», Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано».
Что рассказывают победители прошлых лет?
Святослав Ремчуков был финалистом 2022 года. Начальник сектора отделения «Авиационные двигатели» Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, он создал проект по разработке перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей на основе базового унифицированного газогенератора. Один из таких двигателей Святослав представил на II Конгрессе молодых учёных в «Сириусе» — одном из ключевых мероприятий Десятилетия науки и технологий.
Его проект предусматривает создание целого семейства отечественных малоразмерных газотурбинных двигателей различных типов. Они могут быть востребованы на гражданских беспилотных воздушных суднах.
«Уникальность нашего проекта — в реализации различных типов двигателей, а также в применении технологий, обеспечивающих снижение стоимости конечного продукта, — говорит Святослав. — Проект продолжается и в части двухконтурного турбореактивного двигателя, представленного в финале конкурса. Он будет интересен российским разработчикам сверхлёгких пилотируемых и беспилотных воздушных судов взлётным весом порядка одной тонны».
Учёный считает важной частью научной работы участие в конкурсах. Ведь благодаря им можно получить объективную экспертную оценку своей деятельности. Это даёт понимание, насколько актуальна проблема и насколько перспективны применяемые подходы и методы.
«Особенно это важно в части прикладной науки, которой мы занимаемся. Так вот, для экспертной оценки выдвигаемых на конкурс Sky.tech работ были привлечены ведущие ученые и специалисты аэрокосмической отрасли. Признание специалистами такого уровня говорит об актуальности исследований и придаёт уверенности в том, что мы на правильном пути», — считает Святослав Ремчуков.
Инженер-строитель Лев Максимов придумал, как использовать отходы от очистки воды для магнитопорошковой дефектоскопии. Это один из самых надёжных и эффективных методов для проверки целостности металлоконструкций.
«Мы задействовали ранее никому не нужный ресурс — отходы процесса очистки воды, которая добывается из скважин и подаётся в дома. Эти отходы, похожие на желтоватую муку, состоят из мельчайших частичек ржавчины. Мы научились обрабатывать их так, чтобы использовать в магнитопорошковой дефектоскопии: это метод, с помощью которого на металле можно найти тончайшие трещинки и другие изъяны», — рассказывает Лев Максимов о своём проекте.
«Нам было важно продемонстрировать наши наработки экспертам отрасли, наиболее зависимой от качественного выявления дефектов — авиации. Тщательная и частая диагностика поможет безопасно эксплуатировать имеющиеся самолёты даже после превышения гарантийного срока службы отдельных узлов и деталей», — объясняет учёный.
Его проект продолжает развиваться, сейчас запускается производство средств дефектоскопии в Тюмени. Образцы продукции рассылаются на опытно-промышленные испытания в Тюменскую область и Ханты-Мансийский автономный округ. В ближайшее время они поступят нескольким компаниям из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Москвы.