Примерное время чтения: 10 минут
10761

Расчищайте пути и мостите мосты. Все больше новых дорог благодаря нацпроекту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Движущая сила аргументов 24/04/2024 Сюжет Национальные проекты
С 2021 года по нацпроекту построили и реконструировали более 925 километров федеральных трасс.
С 2021 года по нацпроекту построили и реконструировали более 925 километров федеральных трасс. Пресс-служба ФКУ Упрдор «Северо-Запад»

В своём Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин отметил: «Мы уже привели в порядок федеральные трассы и практически 85% дорог в крупных агломерациях. Надо строго выдерживать этот уровень».

За 5 лет по нацпроекту построили и отремонтировали более 88 тыс. километров дорожной сети. То, что дороги у нас стали заметно лучше, любой автомобилист видит собственными глазами. С 2019 года в этом помогает национальный проект «Безопасные качественные дороги»

В 2024 году обновят ещё около 14,6 тыс. километров дорог. Во многих регионах новый дорожно-строительный сезон уже стартовал. Так, дорожники уже приступили к работам в республиках Ингушетия, Крым, Дагестан, Краснодарском крае, Пензенской, Калининградской, Брянской и других областях.

Любуйся, узнавай

Страна у нас огромная, а земля наша благодатная. Курортов, удивительных природных мест – масса. Города много веков строились, сохранили исторические памятники. Колеси и колеси – любуйся, восхищайся, узнавай новое. В 2022 году автопутешественниками были 20 млн жителей страны. А по замерам ВЦИОМ, минимум 39% из нас ездили в отпуск на автомобиле за последние 5 лет. Уже сейчас россияне продумывают свои летние маршруты. И доехать ко многим популярным туристическим объектам теперь можно без проблем. Ведь ежегодно благодаря нацпроекту обновляются маршруты к ним.

В Иркутской области отремонтировали 114 километров автодороги Иркутск – Большое Голоустное, ведущей на Байкал. Долгое время значительная часть её была гравийной. Путешественникам приходилось и пыль глотать, и колёса менять. Но теперь дорога приобрела жёсткое покрытие, и Большое Голоустное становится всё более популярным. А вообще, с 2019 по 2023 год в регионах привели в порядок свыше 8,2 тыс. километров дорог, ведущих к местным досто­примечательностям. В этом году обновят ещё 1,1 тыс. километров таких маршрутов.

Автодорога Иркутск-Большое Голоустное. Фото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области

Так, в Кабардино-Балкарской Республике реконструируют 27-километровый участок автодороги к Чегемскому ущелью. Здесь расположены высокогорный заповедник, турбазы, водопады и другие объекты для семейного и экстремального отдыха. «Создание комфортной трассы позволит туристам безопасно путешествовать и добираться до туристических мест в Чегемском ущелье, которые являются популярными местами притяжения для жителей нашей страны», – отметил глава поселения Булунгу Мухтар Мушкаев.

До школы и больницы

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Особое внимание уделяется дорогам, ведущим к социально значимым объектам – больницам, школам, детским садам. Кому-то нужно доехать до врача, кому-то – отвезти детей в райцентр на занятия спортом.

Например, в Кировской области в этом году обновят 13 километров дороги, которая ведёт сразу к двум лечебным учреждениям – Немской и Кильмезской центральным районным больницам. Здесь оказывают первичную и неотложную помощь, есть стационарное лечение, пациенты проходят реабилитацию и диспансеризацию. Немская больница обслуживает свыше 7 тыс. человек. 

«В поликлинике ведут ежедневный приём терапевты и узкие специалисты. Не поедешь же больше 150 километров из сельской местности в Киров на приём или в соседний район в ЦРБ», – поделился местный житель Павел Лимонов. С 2019 года в стране обновили более 2,5 тыс. участков дорог, ведущих к медучреждениям, и свыше 4 тыс., ведущих к образовательным и досуговым центрам. А в этом году их станет больше ещё на 500 и 760 участков соответственно.

Через реку с ветерком

Понятно, что для комфортной поездки нужны не только дороги, но и переправы через реки и ручьи, развязки, эстакады. Например, старый мост через реку Зею в Благовещенске, построенный тогда, когда автомобилей было в разы меньше, давно не справлялся с нынешней интенсивностью движения. Да и сам он требует основательной рекон­струкции. В 2020 году начали строить новый мост, и в конце 2023-го, на год раньше срока, его сдали в эксплуа­тацию. Протяжённость нового красавца-моста с подходами – 9 километров, а пропускная способность – 14 тыс. машин в сутки.

Мост через Зею. Фото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

В этом году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» обновят почти 700 мостов общей протяжённостью 61 километр.

Дороги между центрами

В такой огромной стране, как наша, помимо жизненно важных региональных дорог нужны ещё и федеральные трассы, которые усиливают экономическую связанность территорий. Их с 2021 года по нацпроекту построили и реконструировали более 925 километров.

Яркий пример – реконструкция 53-километрового участка автодороги А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области. Она имеет ключевое значение для всего Северо-Западного федерального округа. Ведёт из Санкт-Петербурга к крупнейшим портам – Приморску и Выборгу, а также к Светогорскому ЦБК. Кроме того, это одно из популярнейших туристических направлений: Выборг – исторический центр. Плюс в этой стороне много коттеджных посёлков. Теперь количество полос здесь увеличено с 2 до 6, а встречные потоки разделены бетонным ограждением, что исключает ­лобовые ДТП.

Мнения жителей

Важно, что преображение авто­дорог происходит во взаимо­действии с местными жителями. Они могут стать участниками процесса на всех его этапах – начиная от выбора объектов для ремонта и заканчивая их приёмкой в эксплуатацию.

Система учёта общественного мнения объединяет несколько каналов: официальный интернет-ресурс и сообщества нац­проекта в соцсетях, сайт «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог».

Воспользовавшись любым из них, можно оставить обращение относительно конкретного участ­ка дороги. С 2019 года через эти каналы обратной связи поступило более 34 тыс. обращений. И практически все они не остались без ответа.

Безопасность повысилась

С 2019-го изменились не только сами дороги, но и возросла интенсивность транспортных потоков – более чем в 3 раза. На треть увеличилось количество автомобилей у жителей. Однако безопасность повысилась. По данным Госавтоинспекции, на конец 2023 года по сравнению с 2017-м количество жертв ДТП сократилось – с 19 до 14,5 тыс. 

Так, в ходе ремонтов не только обновляют дорожное покрытие, но и инфраструктуру: дорожные знаки, тротуары, барьерное и ­пешеходное ограждение, светофоры, освещение и т. д.

Пример проекционной разметки, Рязанская область.
Пример проекционной разметки, Рязанская область. Фото: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области

К тому же важной частью нацпроекта является просветительская работа. Ежегодно по осени проходит Всероссийская олимпиада «Безопасные дороги», где ученики с 1-го по 9 классы в интерактивной форме проверяют свои знания о правилах поведения на дорогах. Общая аудитория онлайн-олимпиады за 5 лет превысила 15,3 млн.

В комплексе

Заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, д.т.н., профессор, президент Ассоциации бетонных дорог​ Виктор Ушаков:

– В последние годы дороги в России действительно преображаются. Столь высокие темпы объясняются наличием современной дорожно-строительной техники и новых технологий дорожного строительства. Но, кроме того, важную роль играют современные методы проектирования с использованием информационного моделирования и контроль хода работ с применением ИТ-технологий. Важную роль сыграли и изменения в области управления. Раньше на получение разрешительной документации уходили годы. А теперь оформить её можно за пару месяцев. Всё это вместе, в комплексе, и сделало своё дело.

Электробусы вышли на маршруты

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» решает ещё одну важную проблему – обновляет общественный транспорт. Причём это касается не только крупных центров, но и малых городов и сёл. Всего за 4 года регионы получили почти 6 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов.

С 2020 по 2023 годы поступило 5 956 новых транспортных средств:

  • 5 278 автобусов;
  • 282 троллейбуса;
  • 156 трамваев;
  • 240 электробусов

Последний вид транспорта – современный и экологичный – впервые вышел на улицы городов в 10 регионах. В Ярославле, к примеру, электробусами уже воспользовались более 270 тыс. пассажиров. 10 современных машин работают на двух марш­рутах в Липецке.

Электробус в Ярославле. Министерство дорожного хозяйства Ярославской области
Электробус в Ярославле. Фото: Министерство дорожного хозяйства Ярославской области

«Электробусы классные! Всё такое современное, интересное. Но больше всего порадовали порты для зарядки гаджетов», – поделилась впечатлениями липчанка Алина.

А в Красноярске новые электробусы обеспечили долгожданную связь микрорай­онов Тихие Зори и Северного. В этом году поставят свыше 7,4 тыс. новых автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых