В городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек активно устанавливают интеллектуальные транспортные системы. Это часть национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного президентом России Владимиром Путиным. В этом году расширилась география проекта: если в 2021 году интеллектуальные транспортные системы устанавливались в 24 регионах, то с 2022 года число регионов-участников возросло до 42.
Курская область
«С начала 2022 года в областном центре дополнительно установлено 55 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, — рассказал председатель комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области Сергей Солдатенков. — Они следят за проездом перекрестков, пешеходных переходов, а также скоростным режимом. Камеры установили в тех местах, где в последнее время отмечалась высокая аварийность».
С начала апреля «умные» камеры начали контролировать проезд на красный свет и пересечение стоп-линий. Новыми для Курска стали средства фиксации, определяющие нарушения при парковке. Десять таких комплексов размещены в центре города. Они фиксируют нарушения правил дорожного движения в местах, где стоянка и остановка транспортных средств запрещены. Система работает в круглосуточном режиме и регистрирует номера автомобилей, которые нарушают ПДД, паркуются в крайнем правом ряду и создают заторы.
Красноярский край
Красноярская городская агломерация стала одной из первых, где по нацпроекту начали внедрять интеллектуальные транспортные системы. Весной здесь заработал обновленный Центр мониторинга дорожного движения, куда стекаются данные о дорожной обстановке. Теперь к системе здесь подключены 544 светофора, на 69 из них установлены контроллеры нового поколения «Поток». Данные на центральные серверы передают 718 детекторов транспорта. Они позволяют ввести режим адаптивного управления в зависимости от количества транспорта и дорожной ситуации.
Информация поступает в режиме онлайн инженерам, в Центр мониторинга, а также на смартфоны руководителей профильных служб. Сведения помогают более точно настраивать светофоры, влиять на дорожную ситуацию, планировать работы по содержанию магистралей.
До конца года к имеющимся 15 метеостанциям добавятся еще три. С помощью датчиков, вмонтированных в дорожное покрытие, измеряется около 30 различных параметров: температура покрытия, скорость и направление ветра, влажность, осадки и многое другое.
«Один из основных критериев выбора мест для установки новых метеостанций — интенсивность движения, — рассказал первый заместитель министра транспорта Красноярского края Ренат Даутханов. — Так, по маршруту Красноярск- Кузнецово-Зыково за сутки проезжает более 3 тысяч автомобилей, по автодороге Березовка-Маганск — почти 6 тысяч, а по обходу Красноярска в Емельяновском районе — 16,5 тысячи».
Сейчас в Красноярске устанавливают датчики мониторинга экологических параметров. Они появятся на 13 участках. Датчики будут двух типов — пылемеры и газоанализаторы. Они смогут замерять и передавать на центральные серверы данные о концентрации в воздухе вредных частиц и газов.
Кроме того, на въезде в Красноярск со стороны улицы Брянской появится еще одно информационное табло.
Архангельская область
В Архангельске интеллектуальные транспортные системы внедряют с 2020 года. За три года удалось наладить автоматическую систему управления дорожным движением, модернизировать 22 светофора — 12 из них в этом году. На проспекте Ломоносова появились 10 «умных» регулировщиков. По расчетам специалистов, благодаря этому будет упорядочена средняя скорость транспортного потока, снизится число пробок и количество вредных выбросов.
Республика Бурятия
В Улан-Удэ в 2021 году на первом этапе внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) был создан Центр управления ИТС, который оснастили программно-аппаратным комплексом светофорного управления. Сейчас завершается второй этап, в ходе которого модернизированы 54 светофора. Заменены контроллеры, подключены датчики для фиксирования параметров транспортных потоков и камер видеонаблюдения. В следующем году в Улан-Удэ планируют обновить еще 24 светофора и дополнить ИТС системой метеомониторинга.
Светофоры подключают к Центру управления. По мнению специалистов, это позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, уменьшить загруженность дорог, увеличить скорость сообщения на всех видах транспорта.
«Например, скоординирована работа светофоров на улице Иволгинская, — рассказал замначальника отдела организации дорожного движения Комитета по транспорту Евгений Колесов. — Светофоры здесь одновременно переходят в пешеходную фазу и также синхронно переходят в транспортную фазу. Тем самым увеличивается пропускная способность участка, автомобилист стоит на светофоре всего лишь один раз вместо двух или трех раз, как было ранее».