Привести в нормативное состояние больше 3,3 тыс. км региональных и межмуниципальных шоссе, входящих в опорную транспортную сеть страны, собираются дорожники этим летом. Все работы пройдут в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Работа для ортопеда
«В опорную сеть входят дороги, обеспечивающие бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России, — объяснил глава Минтранса Роман Старовойт. — В этом году в рамках федерального проекта „Региональная и местная дорожная сеть“ будет обновлено 3,36 тыс. км таких объектов. Доля автомобильных дорог регионального значения, входящих в опорную сеть, соответствующих нормативным требованиям, составит 70,6%».
Само понятие опорной сети автодорог появилось в законодательстве только в прошлом году. Эти шоссе — транспортный каркас страны. Именно по ним можно добраться из одного города в другой, подъехать к аэропорту, вокзалу или товарной станции, речному порту, пограничному порту пропуска и другим ключевым точкам на карте. Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» позволяет обеспечивать транспортную доступность и закрепленную в Конституции свободу передвижения по стране.
В опорную сеть включены дороги протяженностью больше 140 тыс. км. Из них чуть меньше половины — 66 с лишнем тысяч километров — имеют статус трасс федерального значения и 74 тыс. км — регионального и межмуниципального значения.
«В прошлом сезоне по федеральному проекту „Региональная и местная дорожная сеть“ в нормативное состояние привели 5,8 тыс. км участков, входящих в опорную сеть, — отметил замглавы Росавтодора Игорь Костюченко. — На конец 2023 года общая протяженность автомобильных дорог регионального значения, включенных в опорную сеть и находящихся в нормативном состоянии, составила 49,11 тыс. км, это 68,9%».
Там, где земля асфальт не держит
Про Тверскую область есть поговорка, что местная земля асфальт не приемлет. Поэтому местные жители очень ждут начала работ на трассе Тверь — Лотошино — Шаховская — Уваровка. Она связывает тверскую область и Подмосковье, по ней можно срезать угол между трассами М-9 «Балтия» и М-10 «Россия», а также доехать до трассы М-1 «Беларусь».
В Тверской области работы пройдут на двух участках общей протяженностью 24 км. Приводить дорогу в порядок начали еще в прошлом году, на 14 км пути уже уложен верхний слой асфальтобетонного покрытия. Сейчас идет укрепление обочин.
«Реализация национального проекта позволила нам существенно увеличить объемы и темпы ремонта дорожной сети, — рассказал губернатор Тверской области Игорь Руденя. — В первую очередь приводим в порядок магистрали, важные для роста экономики, решения задач в социальной сфере, повышения темпов развития Тверской области, а также опорную сеть Верхневолжья».
Завершить все работы на тверской части трассы планируют уже в этом месяце. Всего в опорную сеть Тверской области включено свыше 2,3 тыс. км автомобильных дорог. Из них более 1 тыс. км — регионального значения, 1,2 тыс. км — федерального. Доля автодорог регионального значения опорной сети, находящихся в нормативном состоянии, составляет 82,96%, а к концу года вырастет до 90%.
В Подмосковье работы пройдут на нескольких участках трассы, суммарной протяженностью 28 км. Ежедневно по ней ездят больше 10 тыс. жителей Можайского, Шаховского и Лотошинского округов, а также те, кто едет в Старицу, Ржев, Торжок или Тверь. Рядом с Можайском починят почти 6 км шоссе между деревнями Глядково и Голышкино и девять километров — от станции Уваровка до деревни Рогачево и потом до поворота на деревню Синичево.
Под Лотошино работы развернутся на 13 км между населенным пунктом Хилово и поворотом на деревню Хранево. Доделать все планируют этим летом, затем придет черед укрепления обочин и новой разметки.
«В Московской области поддерживаются высокие темпы и большие объемы работ на региональных дорогах по нацпроекту, — заверил вице-премьер регионального правительства, глава подмосковного Минтранса Алексей Гержик. — В этом году ремонт стартовал в апреле: планируется обновить больше 660 км покрытия более чем на 200 участках дорог. А также достичь показателя норматива опорной сети в 97,2%. В настоящее время порядка 2,5 тыс. региональных дорог включены в опорную сеть Подмосковья, из них 94,5% — в нормативном состоянии».
Адмирал Невельской одобрил бы
Еще одна дорога, где пройдут работы по нацпроекту: Ольша — Велиж — Усвяты — Невель.
Она начинается от автодороги М-1 «Беларусь» в Смоленской области и ведет в город Невель Псковщины. В прошлом году на северном участке обновили почти 10 км трассы, в этом году запланировано привести в нормативное состояние еще почти 40 км пути в Усвятском и Невельском районах.
Здесь намечен ремонт водопропускных труб, модернизация водоотвода, замена дорожного полотна на самом шоссе, всех пересечениях и съездах, работы по укреплению обочин. Краской и термопластиком нанесут разметку, обновят автобусные остановки, установят барьерное ограждение. Сейчас самые активные участки работы — со 137-го по 147-й километр и с 158-го по 165-й километр. Завершить все улучшения планируют к октябрю.
Общая протяженность опорной сети Псковской области составляет чуть более 535 км. На начало 2024 года в нормативное состояние приведено 64,9%, до конца года планируется увеличить долю дорог в нормативном состоянии еще на 14,4 %.
На южном участке трассы основные работы идут на 12 км в Демидовском районе Смоленской области и на 20 км — поблизости от столицы региона. Срезают старое покрытие, укладывают новое, готовятся в этом году осилить и другие участки.
«Всего же в 2024 году в рамках реализации национального проекта „Безопасные качественные дороги“ мы запланировали ремонт участков автомобильной дороги Ольша — Велиж — Усвяты — Невель, входящей в опорную сеть региона, общей протяженностью более 55 км в Смоленском, Демидовском и Велижском районах», — отметил губернатор Смоленской области Василий Анохин.
На конец 2023 года в Смоленской области более 75% региональных дорог, входящих в опорную сеть, находились в нормативном состоянии. До конца года этот показатель вырастет еще на 10%.
От Онеги — на Восток
В сказочной Карелии из 605 км региональных дорог, входящих в опорную сеть, в нормативном состоянии только 38%. Но уже в этом году доля должна вырастет почти до 45%. Сейчас масштабные работы идут на трассе Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, соединяющий регион с Поморьем. В предыдущие годы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги в порядок уже привели без малого две сотни километров этого шоссе, теперь в Карелии доведут до ума еще 47 км дороги. Проводят замену водопропускных труб, а там, где основание дороги закончено, кладут новый асфальт. Завершить все работы планируют в этом году.
«Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож ― важнейшая магистраль, — считает глава Карелии Артур парфенчиков. — Ее ремонт позволит связать два региона, а также повысить их туристическую привлекательность».