Московскую туристическую отрасль спасли жители других регионов и поддержка городских властей – об этом свидетельствует статистика за прошлый год.
В режиме офлайн – только улицы
«В «предковидном» 2019-м Москва приняла рекордные 25,1 млн туристов, став лауреатом самой престижной отраслевой премии World Travel Awards в номинации «Лучшее туристическое направление. Город», – рассказывает на своём сайте мэр Москвы. – В 2020-м мы вполне могли побить этот рекорд. В I квартале в столице успели побывать 5,5 млн гостей – на 12% больше, чем в январе – марте 2019 г. Но уже в апреле туристический поток стремительно упал».
Началась пандемия. Из-за границы прибывали только «вывозные» рейсы, регионы вводили карантинные меры и просили своих жителей путешествовать только в случае крайней необходимости. В Москве задействовали пропуска на машины, перевели все развлечения в онлайн, общепит работал навынос. Но уже в мае открылись магазины, в июне – рестораны, кафе, потом перестали действовать ограничения в парках. В августе москвичи начали ходить в театры, кино, на концерты. Осенью из-за роста заболеваемости часть ограничений пришлось вернуть, но тут уж выбирать не приходилось.
«Туриндустрия выдержала удар»
«По итогам 2020 г. в городе побывали 13,6 млн туристов – на 46% меньше, чем в 2019 г., – говорит мэр Собянин. – Этот результат мог бы стать катастрофой. Но в действительности туристическая индустрия Москвы выдержала этот удар».
Например, гостиницы были загружены на 38–44% (вместо обычных 77%), но правительство города даже в самые тяжёлые из-за коронавируса месяцы разрешало им принимать постояльцев. 46 отелей получили субсидии на дезинфекцию, а 42 крупнейшие гостиницы разместили у себя 9 тыс. медиков. Городские власти оплатили им проживание, чтобы те не рисковали здоровьем близких. По словам мэра, «даже в этих беспрецедентных условиях индустрия гостеприимства осталась важной статьёй пополнения городского бюджета – 77,7 млрд руб. Доходы «провального» 2020 г. в 2,5 раза превысили поступления в более или менее благополучном 2010 г. Так что инвестиции в развитие отрасли с лихвой окупились».
Весь прошлый год в Москве развивались проекты, полезные для туристической сферы. На улицах стали появляться таблички с QR-кодами, показывающие маршруты к Поклонной горе и домам, в которых жили маршалы – полководцы ВОВ (в этом году к ним добавится ещё несколько сотен указателей, связанных с историей военных лет). Открылся туристический сервис RUSSPASS, где можно сразу выбрать маршрут, забронировать жильё и купить билеты. Заработал атлас #Москвастобой, объединяющий видеоэкскурсии, лекции и виртуальные прогулки по столице, а для детей – проект образовательного туризма «Город открытий».
На 2021-й возлагаются большие надежды. В новогодние каникулы в столице побывали 1,9 млн гостей, и это при том, что тогда ещё не работали музеи и не было традиционных уличных фестивалей. Когда снимут ограничения на международные перелёты, к «внутренним» путешественникам присоединятся иностранные.
Кстати, столичный метрополитен получил зелёный знак Safe Travels Discover Moscow Всемирного совета по туризму и путешествиям. Он присваивается за безопасность и соблюдение санитарных норм. Соответствующие зелёные стикеры появятся на центральных станциях метро.