Будущее цивилизации
Уникальность олимпиады в том, что она проходит одновременно по четырём ключевым предметам, которые, с точки зрения учёных, будут определять будущее развитие мировой цивилизации и экономики: по математике, информатике, химии и физике.
«Олимпиада – не просто соревнование, это ещё и обмен опытом, обмен интересными практиками, – говорит директор Центра педагогического мастерства, координатор жюри Международной олимпиады мегаполисов Иван Ященко. – А для ребят – уникальная возможность познакомиться с коллегами не только из своей предметной области, но и из других сфер знания, и это очень важно, потому что большинство открытий в современном мире междисциплинарные».
По мнению Ященко, дружба и знакомства, которые закладываются в таком юном возрасте, через 10 лет, возможно, помогут сделать великие открытия.
Собравшихся в Москве 500 школьников от 14 до 18 лет из 45 крупнейших городов и столиц мира (всего 32 страны) руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина назвал студентами завтрашнего дня, ни грамма не сомневаясь, что все эти юные гении в недалёком будущем станут талантливыми учёными и будут одерживать победы одну за другой.
Глава Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черёмин на церемонии закрытия олимпиады сказал ребятам, что от них зависит будущее цивилизации. Он также добавил, что, наблюдая за олимпийцами, можно оценить качество образования в мире.
Сделай первый шаг
Лучший командный результат по математике показали на олимпиаде участники из Шанхая, по информатике – из Москвы и Чэнду, москвичи также стали первыми по физике и химии.
Вторые места заняли юные дарования из Белграда, Минска, Софии, Кракова, Загреба, Ханоя, Гонконга, Стамбула и Джакарты. На третьих – команды из Еревана, Лимы, Будапешта, Баку, Кишинёва, Алма-Аты, Пекина, Харбина, Инсбрука, Бишкека, Бани-Луки, Братиславы, Чэнду, Лейпцига и Дрездена.
«Ещё буквально 10 лет назад, – продолжает Иван Ященко, – москвичи, иногда попадая в сборную России, на международных олимпиадах успешно выступали эпизодически. Всё изменилось, когда в городе поменялся подход к развитию талантов: вместо поиска и отбора одарённых ребят мы стараемся развивать талант каждого ребёнка в каждой школе. И сейчас москвичи приносят в копилку сборной России половину золотых медалей и более».
Каждый из победителей первый шаг когда-то сделал на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. И их сегодняшние успехи – прекрасный пример и приглашение всем юным москвичам поучаствовать в очередной такой олимпиаде, которая только что стартовала по всем предметам.
«И надо помнить, – продолжает Ященко, – что таланта для победы в олимпиадах недостаточно. Прежде всего это тяжелейший труд, огромная психологическая нагрузка. Поэтому человек должен уметь работать. Большое внимание при подготовке олимпиадников педагоги уделяют и умению дружить, работать в команде. Даже если олимпиада индивидуальная, подготовка всё равно командная».
И ещё будущим учёным важно развивать умение видеть мир вокруг себя. Здесь в помощь столичным школьникам метапредметная олимпиада. Многие задачи диктует окружающий мир, который зачастую может поставить такой вопрос, который не придумает даже самое квалифицированное жюри.